Набор игроков

Завершенные игры

Новые блоги

- Все активные блоги

Форум

- Для новичков (3759)
- Общий (17809)
- Игровые системы (6252)
- Набор игроков/поиск мастера (41729)
- Котёл идей (4371)
- Конкурсы (16075)
- Под столом (20443)
- Улучшение сайта (11251)
- Ошибки (4392)
- Новости проекта (14739)
- Неролевые игры (11857)

Конкурс №16. "Дни меча и топора: Возмездие"

Дни меча и топора: Возмездие
Тема: История о возвращении

Следующая история началась неделей позже эпизода со спасением сыча из дымохода. В двадцатых числах ноября фашисты, пыхтя дизелями, заехали в недожженные советами деревни и тем самым без особенных боев их оккупировали.

Дедушка троих сестер, будто предвосхитив такое развитие, вышел как-то на завалинку покурить, сел, да и помер. Мама, чья работа была на том закончена, собрала вперемешку травы и кое-какое тряпье, завернула в котомку, подхватила домовенка под мышку и ушла, как она выразилась, в лесной монастырь. "При царе там обреталась, чай не заморожусь, – попрощалась она с детьми. – А вас с дедом я тете Тоне завещаю. У ней корова, она прокормит".
"Понятно", – вздохнули девочки.

Мама ушла, удалив из погребенного под снегом обугленного домика все следы своего существования, будто и не было ее никогда. Только фамилию детям оставила, да и то ненадолго: не успела мать свернуть за ближнюю рощу, как дети были перезаглавлены в Цветочковых. "Пока вы со мной живете, зоветесь русскими, – строго инструктировала их Тоня. – И никакой ворожбы в доме!"

Несмотря на опасения, фашистские оккупанты (бесхвостые, при ближайшем рассмотрении) целенаправленно кошмарить детей не стали, да и вообще к контакту не стремились: закатили танки в село и постояли недолго. Только трое автоматчиков без касок зашли в избу разжиться солью для заготовки конины.

"Что, мать, муж на войну ушел? Без кормильца живешь?" – спросил один из них тетю Тоню.
"Да милый мой еще в революцию помер".
"А это кто тогда?" – кивнул фашист в направлении печи. Оттуда на него неморгающе вытаращились близняшки.
"Брата моего дети. Жили с дедом, а тот помер. Между прочим, в соседней избе морозится. Могилку уже немного прогрели: может, поможете закопать?"
Солдат на это осерчал: "Мы вас от сталинского режима спасаем, заняты что ни вздохнуть ни пернуть. Сами себя хороните!" Да так и ушел с подельниками, прихватив вдобавок к соли еще бидон молока.
"А могли и полоснуть", – подытожила разговор тетя Тоня.

Долго рассиживаться фашисты не планировали, и в тот же вечер укатили дальше, на Надеждино и так далее на Москву. Местные остались предоставлены самим себе, что особенно тоскливо отразилось на детях. Троице было угрюмо гулять по пустому селу, а уж тем более читать книжки про интернационал и отче наш. Они пытались со скуки приставать к теть-тониной корове, но были последовательно изгнаны сначала из хлева, а потом и с примкнувшего к нему сеновала. Тем не менее, несколько дней спустя каждая сестра нашла себе занятие по душе. Нинка – младшая – к примеру, повадилась ловить мышей.

Софья, застав возню сестрицы с полупридушенным мышонком, дала той нагоняй, но поняла вдруг, что вопрос вредителей надо решать.

Конечно, рассудила умная девочка, грызунов было бы надежнее проклясть, чтобы неповадно было, но можно ли их винить за то, что в голодную зиму тянутся к еде, чтобы выжить? Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется. Нет, нужно действовать тоньше.

Ночью, пока тетя Тоня спит, Софья забралась в родную избу (уложенный на стол дед встретил ее ледяным молчанием), выдернула из щелей защитные пучки полыни и транспортировала их в подвал нового дома. Здесь она завернула пучки в листы “Правды” и химическим карандашом подписала: АД АВИВ ХАДОМ.

Почувствовав головокружение от успеха, Софья решила защитить также провиант домашнего скота и расширила свою деятельность на пыльный сеновал. Здесь ей в ноздри ударил едкий запах махорки.

"Русским духом пахнет", – загорелась девочка и для света оставила дверь приоткрытой.
"Стой, стрелять буду, – испуганно прошептал показавшийся из-под сухой травы оружейный ствол. – Ты кто?"

Так Софья познакомилась с еще одним секретным квартирантом тети Тони, именем Андрей Ефимыч. Мужичок он был с одной стороны небритый, а с другой – по-столичному начесанный, поэтому отчество в разговорах с ним куда-то быстро растворилось.

Помимо табака, расчески и трехлинейки у Андрея за душой были проводная рация и партийное задание. Чтобы не выдавать позицию врагам, общаться с Андреем было настрого запрещено. К сожалению. время Софьи было ночь, когда никто над ней не властен. Новые знакомые гоняли чаи с молоком и играли в города. Разведчик выдавал девочке тульские анекдоты, а та доносила до него народные чаяния. Фашистское наступление вроде бы замедлилось, а советские обстрелы никогда даже случайно не накрывали своих. Казалось, жизнь налаживается.

Потом в село на машине приехал фашистский офицер со взводом автоматчиков. Он поглядел по сторонам, покачал головой и постановил сжечь все.

"С чего это вдруг? – возмутились селяне, в особенности тетя Тоня. – Допустим, мы даже найдем куда уйти, чтоб нас приютили. А если у меня, допустим, корова, что с ней делать? Зарезать?"
"Пока неизвестно, – отмахнулся фашист, но все-таки пояснил свои намерения. – В районе оперирует советский наводчик. Его деятельность увеличивает потери наших войск и замедляет падение преступной советской власти. Мы поймаем шпиона и предадим суду, наступление продолжится, Москва будет освобождена и наступит всеобщее счастье".

Тем самым, тетя Тоня оказалась поставлена перед нелегким вопросом: где ее коровенка, и где советская власть.

История умалчивает нюансы теть-тониного итогового решения, но следующей ночью на месте расстрелянного Андрея Ефимыча материализовался гораздо менее дружелюбный фашист с табуреткой, от которого пахло смертью и яблоками. В руках у него был короткий фашистский автомат, а на установленном напротив столике лежала унаследованная от Андрея рация. Фашист прогнал Софью с сеновала, а советские войска начали попадать по своим гораздо чаще. Впрочем, новый наводчик хотел жить, а потому конкретно село, где жили девочки, стояло невредимо.

Потерянное в метелях, село провело эти недели в тревожном ожидании. Даже Софья с сестрами, которые на теть-тониных харчах не знали голода и могли, наверное, жить детством, как-то приосунулись. Одна только Нина добавляла к печной росписи каких-то своих художественных зайцев, да и то все больше молча.

К середине декабря, звуки сражений стали делаться все ближе, несколько раз чьи-то самолеты даже сбрасывали бомбы на лес, где пряталась мама Софьи. Само село, где зимовали девочки, стояло в стороне от железной дороги, а потому особенного интереса ни для кого не представляло. Отступая в Волоколамск, фашисты прокатились мимо.

Когда над окружавшими деревню снежными полями заревели советские танки, бежать немецкому наводчику было поздно. Его сначала ранили в бок при попытке сбежать, а потом расстреляли в той же роще, что Андрея Ефимыча. Вечером солдаты развели костры и устроили танцы под гармонь, а тетя Тоня наварила им целый чан молочной гречневой каши с ягодами.

"Андрюха всегда был с прибабахом, – смеялся земляк советского наводчика, поделившийся с детьми какао. – Притягивал странных людей. Вы с ним, небось, ночами свои колдунские травы раскуривали? С духами общались".
"Нет", – дипломатично отвечала Софья и не сводила глаз с исследовавшей военный грузовик Нины.
"Ха! Да вижу, так оно и было. Небось, уверовал в этого вашего Яви, стал заклинания читать, тут его фашисты и услыхали".
"Нет, – обиделась Софья. – Фашисты хотели убить корову, и тетя Тоня его выдала".

Солдат замолк, а немного погодя вернулся с командиром. Со страшными глазами они спрашивали о чем-то сначала девочек, потом тетю Тоню и еще несколько деревенских баб. Чан с кашей перевернули в испачканный гусеницами снег. Откуда-то приволокли несколько тросов.

На краю села стояло две высокие березы. Их наклонили к земле, привязали к верхушкам тетю Тоню, за плечи. Павлина обняла все понимающую Нину и не могла отвести взгляд от тети Тони, которая тоже не кричала и не плакала, а смотрела в душу Павы волчьими глазами; она молча спутала девочку с близняшкой. Софья стояла тут же и своими огромными бесцветными глазами видела одновременно все; даже пляшущие за спиной костры.

Березы разошлись в стороны со звуком, похожим на рвущееся мокрое полотно. Софья прислонилась виском к Павлинке:

"Пошли вернем маму".
__________
Прим.орг. Нотариально заверенное количество знаков по счетчику GoogleDocs 7927
Автор: Fiona El Tor [M] [offline] , 02.03.2023 10:52 1

Ух жесть какая... прошлая версия была определённо лучше. Но эта жизненнее
Автор: SolohinLex [M] [offline] , 02.03.2023 11:48 2

Ну это самое. Конкурс можно считать оконченным. У нас есть победитель.
Автор: GreyB [offline] , 02.03.2023 11:53 | Отредактировано 02.03.2023 в 15:56 3

День первый: мы выбили немцев из сторожки лесника.
День второй: немцы выбили нас из сторожки лесника.
День третий: мы выбили немцев из сторожки лесника.
День четвертый: идет ожесточенный бой за сторожку лесника.
День пятый: пришел пьяный лесник и всех разогнал.
Автор: WarCat [offline] , 02.03.2023 14:34 4

Общее впечатление: среднее. Ух, моё любимое прям - уравнять две стороны в сами знаете каком конфликте, типа они не отличались в сущности (а лучше чтобы сторона "К" была еще хуже, чем сторона "Ф"). И еще драматизму налить и пожалеечки, uwu - коровки, детки, вот это всё. Рецепт победы.



Стилистические косяки: тут всё хорошо, написано грамотно, умело, качественно.

Сюжетные и композиционные косяки: тут тоже в принципе ок, если абстрагироваться. Но есть секретный ингредиент, смысл называется. И с ним всё плохо. Прям совсем.

Итого: 3 из 5. Чисто технически выполнено качественно. По смыслу это где-то рядом с "Историософией". Если, конечно, "Историософия" это всерьез. Если не всерьез и она это какой-то сложный прикол не для всех, то она даже лучше, потому что вот это кажется всерьез.
Автор: ЛичЪ [offline] , 02.03.2023 15:38 5

Структура:
Структурно произведение выдержано, и имеет циклический характер: история с приходом солдат повторяется дважды, и каждый раз влияет на семью героев произведения, так или иначе. В целом композиция выверенная, четкая, однако не имеет кульминационной точки, потому что финал достаточно предсказуем и определен как логикой повествования, так и названием рассказа.
Результат: 4/5

Персонажи:
Учитывая вторичность произведения, сложно говорить о персонажах в видении автора. Рассказ к образам трех девочек существенных черт, оправданных и связанных с предыдущим рассказом, не добавляет, а то, что имеется, является разрозненным и не поясняемым автором. Образы фактически выходят лоскутными, их эпизодичность не позволяет сполна раскрыть сюжет через действующих лиц. Более того, с финальным эпизодом девочки связаны весьма условно: только тем, что одна из них пошла по стопам небезызвестного Павлика Морозова, фактически сдав тетку красноармейцам (за дело или нет – это уж каждый решает для себя).
Результат: 3/5

Сюжет:
Как рецензент указывает выше, добрая половина рассказа с финалом не связана. В целом же рассказ ставит перед читателем классическую дилемму выбора между родным домом и жизнью постороннего человека. Однако, поставив вопрос и разрешив его, автор оставляет за кадром мотивы и причины, что крайне плохо для подобного рода философских задач. Да и проблемы с достоверностью снижают сюжетную логику.
Результат: 2/5

Достоверность:
Фашисты, разговаривающие наполовину как по агитке, наполовину как дворовая шпана, абсолютно не убедительны. Красноармеец, спокойно рассуждающий о мистике и Яви – тоже. Да и от деревенской магии оригинала автор уходит, заменив ее очень похожим на иудейское заклинанием. С учетом того, что стилистика оригинала не выдержана в принципе, в достоверности рассказ сильно проигрывает. Да и сам арткорректировщик, прячущийся в подвале, но при этом грамотно наводящий орудия, сомнителен, мягко говоря.
Результат: 1/5

Язык:
При общем среднем языковом уровне после фашистов, общающихся весьма оригинально, рецензенту сложно воспринимать этот рассказ. В принципе стилистика текста неравномерна, и того переплетения мистического и реального, который был в оригинале, автору достичь не удалось. Из-за невыразительности художественных и лексических средств отдельные яркие моменты, вроде «от него пахло смертью и яблоками» должного эффекта не оказывают, не спасая произведение в целом.
Результат: 3/5

Соответствие теме:
Как история о возвращении РККА и расправой над виновной в смерти красноармейца – произведение теме соответствует.
Результат: 1/1

Корректирующий балл (личное впечатление):
Насколько был хорош оригинал, настолько продолжение до него не дотягивает, причем как по стилистике, так и по сюжету. В плюс можно поставить только то, что автор, видимо, все же прав насчет периода: в оригинале есть «кавалерии пес Туз Бубнов. Он лаптежников лаем пугает» - видимо, все-таки имеются ввиду немецкие пикирующие бомбардировщики Ju-87 Stuka, прозванные именно лаптежниками.
Результат: -0,4

ИТОГО: 2,2/5
Автор: Francesco Donna [offline] , 03.03.2023 01:16 6

Это, конечно, не Ёж, это наивное искусство.

Уж не знаю, превосходное ли это подражание этаким школьным пробам пера или действительно автор решил попытаться что-то написать в первый раз — но и в том, и в другом случае сильно ругать автора не следует. Это настолько плохо, что даже хорошо.

Я не понимаю, как и, главное, зачем воспринимать серьёзно рассказ, в котором немецкий зольдат, от которого «пахнет смертью и яблоками», а за плечами у которого «короткий фашистский автомат», употребляет выражения вроде «ни вздохнуть, ни пёрнуть» (представил себе, как это бы звучало по-немецки: “weder aufatmen, noch furzen” — впрочем, это он, видимо, на чистом русском говорит, возможно, даже окая). Или где «фашистский офицер» постановляет сжечь село, а жители на это возмущаются «С чего это вдруг?» — действительно, что это они тут выдумали, фашисты?

Я больше скажу: был бы рассказ написан лучше, это бы его испортило. Появились бы вопросы и к истории, и к персонажам, и политоту можно было бы притянуть, и в очередной раз задаться неразрешимыми моральными вопросами всякими. Ну вот вроде как был в давние времена конкурсный рассказ «Под Орлом», тоже на тему немецкой оккупации, — он был ахово написан, но не настолько беспомощно, чтобы казаться милым и смешным, и там у читателей вопросики такие возникли. Здесь же у меня — не возникают. Это всё равно как если бы советский пионер услышал в лагере после отбоя страшилку о том, как красноармейцы тётеньку к двум берёзам привязали, да решил рассказ об этом в тетрадку написать. Ну ей-богу, не станете же вы серьёзно придираться к рассказу о гробе на колёсиках? То же и здесь.

Сами посмотрите:
Разведчик выдавал девочке тульские анекдоты, а та доносила до него народные чаяния.
Просто вдумайтесь, какая незамутнённость!

А ещё вот прекрасное:
не знали голода и могли, наверное, жить детством
уложенный на стол дед встретил ее ледяным молчанием
Мужичок он был с одной стороны небритый, а с другой – по-столичному начесанный
Почувствовав головокружение от успеха, Софья решила защитить также провиант домашнего скота
Здесь ей в ноздри ударил едкий запах махорки.

"Русским духом пахнет", – загорелась девочка


А это прям шедевр уровня Довлатова:
у Андрея за душой были проводная рация и партийное задание
Да Андрей живёт шире, чем легендарный партизан Боснюк!

Неопытный автор на то и неопытный, что примерно знает, о чём хочет написать, но не понимает, какие слова нужно использовать, чтобы они не казались смешными, неуклюжими, неуместными, лишними. Он использует те слова, конструкции, которые у него на слуху, что первое приходит на ум. Например, он может написать:
[Фашисты] целенаправленно кошмарить детей не стали, да и вообще к контакту не стремились: закатили танки в село и постояли недолго. Только трое автоматчиков без касок зашли в избу разжиться солью для заготовки конины.
«Целенаправленно кошмарить», «к контакту» — это смесь унылой канцелярщины с жаргонизмом: ни то, ни другое не подходит к сеттингу, а вместе это ещё и нелепо смотрится. Куда лучше было бы написать: «детей не трогали да и вообще местных сторонились». Описание немцев как «автоматчиков без касок» тоже смешно — автор не задумывается, как он хочет показать немцев, этот вопрос ему пока даже в голову не приходит, он просто чувствует: о немцах нужно что-то сказать. А что? Ну, ммм, вот они… без касок! А что это говорит читателю, что они без касок? Ничего! А можно было написать, что они замотанные в тряпки какие-то, шали (дело ж у нас происходит под Москвой, зимой 41-го), чтоб показать, какие они жалкие. Или наоборот, написать «краснорожие, скалящиеся, пахнущие чесноком» — агитка, конечно, получится, но хоть смысл будет: вот звероподобные такие бугаи-фашисты в село зашли, как в «Иди и смотри».

Или вот: автор заражён словом-паразитом «особенно». В этом коротком рассказе оно (в форме наречия, прилагательного и существительного) встречается четыре раза. Домашнее задание автору: попробуй выкинуть два из них в тех местах, где оно не нужно.

В общем, если это первая проба пера, то ничего страшного — все ещё впереди. Ну а если это и была цель, написать наивный рассказ — моё автору увожение: рассказ доставил мне немало удовольствия.

P. S. Отдельный респект Франческе за то, что вспомнила про «лаптёжников», сопоставила и пришла к выводу, что в оригинале-то дело происходило во времена ВОВ! А тогда-то мы и не догадались!
Автор: Очень Хочется Кушать [offline] , 03.03.2023 07:01 | Отредактировано 03.03.2023 в 09:15 7

Автор: Kravensky [offline] , 05.03.2023 21:11 | Отредактировано 05.03.2023 в 21:14 8

Дык труп, вроде, не перезимовал? Он лежал пока землю грели под могилку. Потом история о его похождениях умалчивает (вероятно ради экономии знаков). Думаю, его просто закопали.
Автор: GreyB [offline] , 05.03.2023 21:41 9

Дык труп, вроде, не перезимовал? Он лежал пока землю грели под могилку.Девочка фашисту говорила, что землю прогрели, а забегала к молчаливому трупу уже потом
Автор: Kravensky [offline] , 05.03.2023 22:03 10

О помощи просили — мужиков в деревне, наверно, не осталось
Автор: Kravensky [offline] , 05.03.2023 22:03 11

Странный выбор материала, на мой взгляд, но ладно.
Нет, Еж конечно гений (кроме шуток), но замахиваться на фанфик по его рассказу через это выглядит еще более сомнительной идеей. Если, конечно, за дело берется не сам Еж. Тут, я думаю, все же не он.
Ииии, так в итоге и вышло. Всю мистику автор продолжения где-то пропотерял, получился просто взгляд на страшное глазами ребенка. Стоило ли подтягивать к этому историю про спасение рядового Сычика? Ну, не уверен.
Буду считать что главной темой рассказа было подчеркнуть очередной ежиный выверт - никто ведь так и не понял, что в оригинале время действия середина двадцатого века и фашисты, а не период гражданской войны красного и белого.
Спасибо, товарищ автор, раскрыл глаза.
К теме подвязано слабо, я бы даже сказал, никак.

Написано все это не без выдумки, чисто за стиль плюс, даже возможно жирный.
Причина же выбора такого сомнительного формата как фанфик, да еще и на ежа, да еще и на сычика, остается для меня загадкой, возможно автор постфактум прольет свет истины на этот небезынтересный вопрос.
Автор: Jiy [offline] , 07.03.2023 10:26 12

Как-то пропустил оригинальные дни мечи и топора, которые не "возмездие". Поскольку у нас тут не конкурс фанфиков, а выбор темы и референса, мягко говоря, странный, то читать не пошёл. Если рассматривать произведение как самостоятельную работу, то мы имеем довольно избитую историю о серой морали обывателя в разгар войны и много потерянного контекста. Внезапная Павла и правда внезапна, уходящая в лес с сычиком мама тоже внезапна, но внезапны умеренно. Почему умеренно? Да потому, что в рассказе, в общем-то, всё внезапно: все сюжетные повороты одновременно и детско-наивны, и нелепо-абсурдны. Манера повествования такая, что даже логичные вещи выставляет в нелепом свете, и эта сатирическая нелепость проецируется на все описываемые события. Не соглашусь с ОХК – не считаю, что автор настолько не умеет подбирать слова, что вышло неловкое школьное сочинение. Мне кажется большинство этих "неловких" конструкций присутствует здесь специально, для сатирического эффекта.

Сказанное выше не отменяет факта, что написано плохо. Небрежно. Многие моменты не оправдать детско-наивным стилем и ироничностью. Сюжет при рассмотрении прост как палка – фашисты пришли, фашисты ушли, тётка сдала красноармейца, спасла корову. Отсутствие сюжета может компенсировать стиль, но стиль не вытягивает – фильтр "глазами ребёнка" исправно работает, но достаточно ли этого для того, чтобы сделать историю интересной? Я бы сказал, что достаточно. Сделать историю интересной у автора вышло, а вот написать рассказ с претензией на победу уже навряд ли.
Автор: Akkarin [M] [offline] , 07.03.2023 13:32 13

Это рассказ о магии. Дух древних богов присутствует даже несмотря на то, что события происходят в относительно недавнее время. Ворожба, колдовские надписи, полынь. Интересно, что красноармейцы тетку казнят таким же способом, как в далекие языческие времена казнили князя Игоря. В общем, рассказ о том, что времена изменились, дух остался тем же. А девочки играют роль медиумов, дух ( бог Яви) воздействует через них на всех остальных. Чувствуется, что они под действием духа, обычно дети так себя не ведут. Слова, жесты, поведение.
Дух этот опасный, убил деда, убил красноармейца, убил немецкого разведчика, убил тетку. Прямой связи нет, но все, кто с этими девочками взаимодействует,— погибают. Магия так и работает. А девочки совершенно спокойны, ни страха, ни слез, ни сочувствия. Страшная смерть тетки для них повод вернуть маму.

В общем, о темной мистике написать удалось хорошо.
Автор: Маша [offline] , 07.03.2023 20:27 14

Крипота. Я недостаточно прозрел метафизически чтобы писать рецензию тут.
Но, отдельно, хочется отметить опереточность подачи текста автором. И через это нагнетание настоящей мрачноты.
Может быть мне просто не хватает знания первоисточника – я вроде не читал тот рассказ.
Автор: школьнек [offline] , 10.03.2023 15:59 15

Поздно, Рита, всё пропито... или комментарий "на посошок" от Фионы

ИМХО, эта часть мощнее и эмоциональней предыдущей. Если к сычику у меня была масса нареканий, связанных с то ли косяками, то ли глубоко зарытыми мыслями автора, то в "Возмездии" все уравновешено.
Шаманство, скрывающееся в недомолвках первой части, тут вырвалось на свободу, хотя бы и запрещенное.

Конечно, в очередной раз совершенно угарная мама, завещавшая детей и мертвого деда теть-тоне – и с этим связаны довольно страшненькие картины, описанные просто и обыденно. Чем-то напомнило мне "Сто лет одиночества". Такие же обыденно жуткие вещи.

Ну, и в целом, рассказ сильный и жесткий. Даже, можно сказать, жестокий, но справедливый, наполненный постиронией и разрывающими образами.
Освобождающие фашисты, несущие счастье, восхитительны.
Ледяное молчание деда офигенно.

И все это глазами детей, что, в общем-то даже где-то логично, и дополнительным очарованием рассказ обязан своеобразному стилю, качающемуся между юмором, наивностью и правдивостью.

Да, в тему Возвращение, ИМХО, попадает вполне. Армия вернулась, а тут вон чо.
Автор: Fiona El Tor [M] [offline] , 11.03.2023 20:34 16

Ангажированное нейросетевое мнение

Все почему-то называют этот рассказ слабее первого, а как по мне – ничуть не хуже. В чём-то даже полегче первого читается, на мой взгляд. Во время рефлексии над рассказом появилась мысль, что, если бы девочки были ещё и телепатками, мне почему-то даже больше зашло бы. Такой магореализм в сеттинге ВМВ, не знаю уж, почему. Мелочи типа негнущихся берёз и радиста меня совершенно не трогают. Хотя казнь меня тоже малость шокировала, и вообще рассказ для меня частично воспринимается как шок-контент относительно сформированных взглядов о людях в то время, тем не менее скажу, что какого-то очернения советской власти я тут не увидела. Да, с тетей Тоней поступили прям-таки брутально, но хей, она коллаборационистка, причём по её милости помер очень важный в рамках ситуации человек (не просто даже ведь по сути рядовой, а человек, от которого зависели успехи на этой стороне наступления). С такими разговор короткий был тогда, если не ошибаюсь. Ну правда, наверное, её бы просто расстреляли. Но всякое же бывает, верно?
Автор: Digital [M] [online] , 11.03.2023 21:16 17

Во! Точно "Сто лет одиночества"!
Автор: SolohinLex [M] [offline] , 12.03.2023 00:50 18