Действия

- Ходы игроков:
   Игра, мир, система (14)
   Плюсарня (8)
   ЛЮДИ ======== 
   Акест (4)
   Йха-Мелек (3)
   Кастор Мелич (15)
   Небукад Зевдитос (17)
   Эзар гро Бурболах (1)
   Вивишратин Но-Акхем (2)
   Кред Ал`мэс (5)
   Героло Авари (1)
   Еорг (3)
   Нарата-Нилли (2)
   МИР ======== 
   Страны и народы (11)
   Ветер носит (13)
   ВОЙНА ======== 
   ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ ГОБЛИНСКАЯ (2)
   НАЙМ ==== 
   Не оскорбить гро (13)
   Запад есть запад (16)
   В краю благодатном (13)
   Служители свирепого бога (22)
   У монеты две стороны, но одно серебро (15)
   В тени садов (19)
   Что надо изгнанникам? (21)
   У подножия гор (12)
   Город богатый бронзой и сталью (9)
   ВОЙНА ==== 
   Лагерь под Энкарраном (23)
   Озёрные заводи (43)
   Гроза над Приморьем (22)
   Грабь энкарранское! (18)
   На просторах Лурии (22)
   Выбор гро  (16)
   Шелех (65)
   БИТВА ==== 
   Ставка Небукада (29)
   Кеземши (42)
   Шахраманцы (20)
   Керриты (20)
   Закатники (34)
   Гро (15)
   Ставка Кастора Мелича (27)
   Гномы (29)
   Конец (10)
- Обсуждение (627)
- Информация
-
- Персонажи

Форум

- Для новичков (3755)
- Общий (17807)
- Игровые системы (6252)
- Набор игроков/поиск мастера (41700)
- Котёл идей (4368)
- Конкурсы (16075)
- Под столом (20443)
- Улучшение сайта (11251)
- Ошибки (4386)
- Новости проекта (14701)
- Неролевые игры (11855)

Глоток исмарского | ходы игроков | Конец

 
DungeonMaster Savachika_Juja
13.11.2013 13:01
  =  
Выли волынки шахраманцев, трубили рога закатников. Двумя могучими крыльями давили союзники гурабенирцев с юга. На западе навалились неистовые храхоры, на востоке пёрли ощетинившись копьями чохты. Бени и немногие дварфы оступили к возам пытаясь закрепиться за них, но враги давили дальше. Ещё не много и обороны бы сломали, но Кастор Мелич прислал на помощь лугумийцев. Ударить между закатниками и шахраманцами они не смогли, но шесть сотен опытных, пускай и не тежело вооружённых, бойцов решили дело – натиск союзников увяз в телегах. Когда воины поняли что быстрой победы не ведать их пыл угас и яростная резня сменилась долгим, вязким боем в котором много криков, но мало ударов и ещё меньше крови.

В поле тоже сила нашла на силу. Сперва контратака бени сулила быстрый успех, но Небукад пришёл на помощь керритам и после долгого боя они заставили гурабенирцев отойти. Отступить к возам. Воины Мелича оказались прижаты к тугаям. Но их было много, за возами они держались как за лёгкими полевыми укреплениями, а главное у них были резервы. Та западе между тугаями, в сухом русле реки заканчивалась самая кровавая самая ожесточенная часть битвы под Шелехом. Гибли последние кеземши и воины Вазена Телгая. Многих, ох многих потеряли дварфы, едва ли не половину войска положили. Тела сражающихся образовали настоящие валы, а крови текло столько что воды Мерка покраснели. Грязно жёлтыми были они до побоища, красновато-бурыми после него. И когда измученные гномы пришли на восток и телеги заблестели железом и бронзой понял Небукад Зевдитос что победы ему не видать и отвёл войска.

Не было в том сражении ни победителей ни проигравших. Страшным кровопролитием обернулось оно для сторон. Но даже не выигранная и не проигранная битва решила исход той войны.


Йха-Мелек и большинство кеземши пали в битве. Большинство но не все. Некоторые из раненных уцелели под трупами и улучив момент уползли в тугаях. Среди них был и неизвестный автор «Шелеха» - жемчужины шезелехской поэзии.

Погиб на далёком и чужом ему юге и Эзар гро Бурболах. Погиб как и хотел – в бою. Для того кто потерял место где жить удача выбрать как умереть.

Дварфы потерявшие военачальницу, половину бойцов и большинство пленных вскоре потребовали расчета и покинули Мелича чем ослабили его казну и войско. Кастор не хотел сориться с наёмниками и боясь того что они перейдут на сторону врага вынужден был с ними договориться. Но не было дварфам удачи. На пути домой корабли что везли их попали в шторм и разбились о берег. Большинство карлов погибло, а спасшихся и обессиленных подобрали местные жители и продали в рабство.

Еорг и его закатники воевали под началом Небукада грабя Приморье до самого конца войны, а затем смогли с награбленным уплыть на запад.

Кред Ал’мэс успешно руководил керритами, а по окончании войны нанялся к бывшим врагам энкарранцам.

Шахраманцы после гибели кеземши и собственных ударных частей стали основой тяжёлой пехоты Зевдитоса поскольку Еоргу тот после битвы при Шелехе не доверял. Продолжили они службу у него и после Четырнадцатой Гоблинской войны. Благо и цель была достойной и награда обещалась огромная.

Бени Героло Авари после ухода дварфов стали основой восйска Кастора Мелича и покуда они были с ним шла война. Но затем князья Гурабениры поссорились с энкарранским сенатом и его отозвали.

Кастору Меличу не впервые было попадать в трудные положения и ситуация после Шелеха была из таких. Он явно проигрывал врагу в лёгких воинах, а после ухода дварфов не имел преимущества и в тяжёлых. Жадные энкарранцы ничего не смыслящие в военных делах донимали его постоянными жалобами и придирками. Насколько щедры они были на первый миллион настолько же тяжело было выдавить из них потом хоть десяток тысяч шеумов. Чем сильнее наёмники Небукада и гоблины грабили Приморье тем громче звучали требования к активным действиям, но тем скупее были энкарранцы на деньги. Когда гурабенирцы отозвали свой корпус Мелич уже считал войну проигранной. Но судьба в очередной раз повернулась к нему лицом.

Пожалуй единственным кто выиграл от кровопролитного сражения стал Небукад. Число наёмников, коих он нанял без меры, сократилось настолько что денег ему хватало. А ведь была ещё добыча! И надо сказать большая добыча! Ослабленное войско Мелича заставляло его маневрировать, но отогнать от приморья не могло. Давать новый бой Зевдитос не спешил. Зачем? Война кормила самое себя. Но ничто не может длиться вечно. И по тому как его наниматели отсчитывали серебро Небукад понял что пора. И пропал. Вместе со своими людьми, шахрамнцами, награбленной добычей и четыремстами тысячами шеумов платы на два следующих месяца войны. У него есть долг и судьба выше обязательств перед теми кто даже не назвал своих имён или теми кто под его началом награбил полный обоз энкарранского добра. А уж о союзническом долге перед рыжими варварами и говорить смешно когда впереди сияет звезда, цель жизни. Имнегедда, гирмави месфин возвращается!
Отредактировано 13.11.2013 в 17:37
1

DungeonMaster Savachika_Juja
13.11.2013 13:13
  =  
Игротехнический разбор игры

Игра как она планировалась не удалась. Собственно не удалось провести главную задумку – поэтапный бой. Подвела нас чёртова реалистичность. собственно почему в древности большие сражения были редкостью? Да просто потому что в таком бою можно разом всё потерять, а потому на них решались или от безысходости или когда твёрдо рассчитывали на победу. Только вот победить хотят обе стороны, а потому надо что бы обе верили в победу. Другими словами условия боя должны нравиться обеим сторонам. У нас же очень реалистично Небукад со товарищи уклонялись от такого создавая условия в которых ни один разумный противник не даст им боя. В результате сперва куча времени была угрохана на подготовку к битве которой заведомо не будет, а затем вместо правильного сражения получили… ну в общем то что получили. Жизненно так вышло. Только вот с игротехнической точки зрения насквозь провально. Пока у одних движуха у других долгое ожидание. У одних приказы почти не влияют на события пол часа подряд у других же каждый окрик важен и всё решается в несколько минут. Какие уж тут поэтапность, ровный темп и прочие радости.
В общем ругать Юю есть за что.
Отредактировано 13.11.2013 в 13:13
2

DungeonMaster Savachika_Juja
13.11.2013 14:57
  =  
О том как игра шла и могла пойти

В целом наём мне понравился. Хотя уже ясно, что надо было разыгрывать ситуацию некоего наёмничьего рынка. То есть места где можно договориться о найме. И что бы обе стороны могли конкурировать прямо вот здесь и сейчас. Так наверное было бы живее. Впрочем задержка с переговорами в основном на игроках. Если бы Ос не пропадал на дни, а Спатифилум насовсем всё было бы довольно бойко. Из принятых же решений меня удивил только Зестас. Юя считает решение шахраманцев идти к Небукаду абсолютно нелогичным. Из-за него сложился просто дикий дисбаланс в силах который пришлось затыкать банально подбросив Меличу войска. А сам Но-Акхем кстати вместо комадира основных сил стал одним из многих.

Начало кампании сложилось вроде удачно. Идея с походом гурабенирцев через пустыню заставила Мелича пойти в степь. Юя думала что Небукад попытается там его изловить, но тот решил бить врага по дороге назад. Тут правда подложили свинью элимы, точнее Самер Кнайт. Он хватался за все возможности что-то сделать там где игра этого не предусматривала. Более того он менял саму ситуацию причём так что если эти изменения принять, то много описанное для других игроков теряло смысл. О том что оставаясь в Энкарране элимы почти гарантированно пропускали битву я уже молчу. В общем кое-что очень сильно попортило Юе кровь и нервы.

Манёвры в Приморье вообще не должны были произойти. Но раз уж элимы таки остались в Энкарране то пришлось отыграть хоть немного. В целом случилось что планировалось хотя гро конечно подставился по полной. Пьяные грабёж это брутально, но опасно. А ещё у Савачики в тот момент было плохое настроение. Вот Чизи и пострадал.

Дальше Небукад со товарищи поджидал Мелича, а в тылу у него должен был нарисоваться Акест с элимами. Но тут Самер бросил игру, а потому жлимы где-то потерялись. Что конечно плохо, но отыгрывать их неписями мне совсем не хотелось. тут надо сказать что связи у Акеста с Меличем никакой не было. Акест передал одно письмо, но гонца перехватили керриты, а больше элим и не пытался.

Что касается планов битвы под Шелехом, то конечно укреплялись зря. Никто в здравом уме на такое в лоб не полез бы. Надо было или просто становиться в проходе или идти навстречу. Но хотелось и позиции выгодной и укреплений. В общем всего. Ну, а Мелич не будь дурак не полез. В результате бой в по сути выгодных для него условиях.

В тугаях сложилось интересно. Сперва Йха-Мелек явно ошибся взявшись поджидать дварфов только с двумя сотнями бойцов. Только поэтому ему не удалось заблокировать противника в просеке. Но с другой стороны благодаря этом дварфы прошли в русло реки и только поэтому увязли потом в сражениях с кеземши. И получилось что Небкад 8,5 сотнями своих тяжеловооруженных связал 1600 дварфов. Успех как ни крути. Хотя успех этот висел на волоске. Если бы Йха –Мелек не приказал атаковать колонной во флаг, если бы гномы выстроились банальной плотной фалангой, а не тонким комбинированным строем с огромными резервами, то вместо страшной резни получилось бы патовое лобовое столкновение с сохранением строя. Пободались и разошлись. Учитывая узость русла это означало бы что у Нарраты свободно минимум тысяча бойцов. Те самые дварфы которых ждал, но не дождался Мелич.

В поел тоже вышло интересно. Ну смешно немного, но забавно. Когда командиры с приказами атаковать в рукопашную до последнего перебрасывали ответственность за это решение на других и собственно атаковать не шли. В целом затягивание времени играло на руку только Меличу. Так что основной шанс выиграть был упущен именно тогда.

Ну и последний штрих. В самом конце был у обеих сторон шанс победить. Был. Когда пол тысячи и керритов столкнулись с семистами бени быстрая победа обеспечила бы общее преимущество. Небукад сыграл надёжно и спас керритов, но если бы он бил в тыл или фланг бени сразу, без захода в тыл союзнику, то это была бы победа. Мелич сыграл надёжно и отправил последние резервы на юг. Так он гарантировал себя от разгрома, но потерял шансы победить. Так что кровавая ничья.
3

DungeonMaster Savachika_Juja
13.11.2013 16:25
  =  
Да, совсем забыла отметить что всё ждала от Йха-Мелека заявку пробиваться прочь и выходить из боя. Но не дождалась.

Ну и смерть гро конечно показательна. Погибнуть по недоразумению.
4

Кастор Мeлич solhan
14.11.2013 01:40
  =  
Игра получилась забавной, но совсем не той, что я думал, когда подавался на игру. Я ожидал что-то вроде Лязга боевых колесниц или Кадеша. Т.к. составлять армию мне было лень, я просто перенес ее с минимальными доработками из Хвои. Благо там я потратил множество часов на ее проработку и описание, грех было не воспользоваться.

Однако после старта последовала долгая пауза, когда кто-то где-то с кем-то торговался, а про меня как-то забыли. Савачика сказала, что мое войско опять не лезет в концепт и ко мне придут последним. Если вообще придут. Я тогда чуть не бросил игру. Но потом Спатифилум делся и Юя попросила меня взять его роль. Я политику, переговоры и торговлю не очень люблю, так что согласился с неохотой. Но согласился и даже потом втянулся.

Оказалось, что к тому моменту Спатифилум уже нанял Саммера, и проиграл торговлю за керритов. Гномам альтернативу не предоставили, шахраманцы предпочли противника по каким-то политическим и мне не понятным раскладам (даже цену не спросили). С остальными мне даже поговорить не дали. Так что на тот момент Набукад уже выиграл войну дипломатией. Такое тоже кстати, бывает.

Дипломатическая победа одной из сторон не входила в Юины планы, так что мне спешно выдали лугумийцев и пообещали дать мой же гурабенирский корпус. Но даже с этими войсками у противника было явное численное превосходство, особенно в легкой пехоте.

Прибыв в Энкорран Кастор тут же пошел на соединение с гурабенирцами, т.к. стратег был уверен, что противник попытается ударить по одному из крыльев войска быстрыми войсками. Элины почему-то не захотели идти на соединение, но настаивать я не стал, т.к. планировал вернуться быстрее, чем враг дойдет до Энкоррана. По моим прикидкам мы должны были сходить туда-обратно быстрее, чем за неделю. На случай, если я не успею Саммеру было приказано замедлять ход движения врага. Так что так или иначе мы должны были встретиться в большом бое. Саммер психанул и спрыгнус с игры, так что не сложилось. А жаль.

Соединившись с бени мы пошли обратно, и навстречу нам вышли орды гоблинов. Далее была самая неправдоподобная часть игры. Мои войска пытались до гоблинов добежать, а они от них убегали, но на рассеивались, а просто держали дистанцию.

Любой, кто участвовал в маневрах знает, что сколько бы лучник не пытался держать дистанцию, стреляя в щитника, но щитник легко его догонит и убьет. Просто на коротких дистанциях вес доспехов почти не влияет на скорость. Нет, убежать лучник может без проблем. Но держать дистанцию, осыпая стрелами - нет. Посмотрите любое видео боя полиции с демонстрантами. Как бы не старались протестующие держать дистанцию с ОМОН, когда надо ОМОН стремительно рвет дистанцию и проходит на удар дубинкой.

Также любой человек, кто хоть раз видевший движение толпы от 300 и более человек знает, что толпа неспособна двигаться быстро в каком-то одном направлении. Куда-бы толпа не хотела идти, всегда получается давка и неразбериха. А на поле было еще пыль. Двигаться так, чтобы держать заданную дистанцию с противником это надо очень хорошую подготовку отряда иметь, а тут просто сброд из гоблинов исполнял это виртуозно.

Туда же идут лучники, что за целый день не смогли застрелить даже по одному гоблину, которые были так близко, что могли докинуть камни.

У Юе есть очень неприятная черта, как у мастера. Когда она упирается на какой-то идее, то сдвинуть ее с позиции может только камаз имени Саммера или великая нудность имени Алейны. Мне не хватает на это ни сил ни времени. Так что я плюнул - ну нельзя убить гоблинов, так нельзя. Немного поменял условия (напал ночью) и разогнал таки стадо.

Далее моя армия пришла к Шелеху и увидела укрепления. Естественно, на укрепления я не полез. Более того, особо битвы я не хотел, т.к. все еще рассчитывал соединиться с элинами (хоть в виде НПС). Сил у меня, по моим прикидкам было все еще меньше, чем у противника.

В тот момент замечательно сработал план с фальшивыми переговорщиками. Несмотря на толстые намеки Юи Набукад таки в нее попался. И только после того, как Савачика ужде прямым текстом ему сказала, что это трюк, он плюнул и ушел командовать войсками.

Далее я совершил 2 стратегические ошибки. Я недооценил толщину и крепкость тугаев. Я думал, что времени, пока враг решит, что их обдурили, пока решит покинуть укрепления пройдет достаточно, чтобы пробить тунель в тугаях. Но увы. К тому моменту, как дварфы пробили половину, нас уже плотно окружили керриты.

Второй ошибкой было посылать в тугаи всех дварфов. Я рассчитывал, что если там будет драка, то малой частью там можно сковать противника, а остальных оттянуть назад. Но Нарьята как-то по глупому погибла, управление дварфами было потеряно, строй их прорвали, да и врагов было больше, чем думалось. Однако тут еще сработало мое нежелания разделять отряды.

Прибытие Гро я пропустил. Но по эффекту понял, что он не согласовал свою атаку с остальными. Грохота было много, а результат ноль. Пристрелили его из скорпионов и все. Кстати о Гро. Мне было весьма стыдно за сенатора Кастемаша. Так верить в силы клятв... В защиту могу сказать что во-первых мне не хотелось убивать хорошего, колоритного персонажа до битвы, а во-вторых я рассчитывал что варвар, который боится потерять душу, потому что спит без одеяла, как-то чуть больше верит в силу клятв. Ну или это я такой наивный и добрый, но явно снова не добил врага, когда мог. За что и поплатился.

Дальше к нам подошли основные силы закатников и шахраманцев. Я, кстати не угадал направление основного удара врага, выставил против восточного направления больше тяжелой пехоты. Мне повезло, что враги медлили, стреляли осадными орудиями (они мало эффективны против пехоты в поле), это промедление дало мне +150 дварфов и возможность отойти к возам, что исключало окружение бени.

Потом враги таки напали и был тоже не очень правдоподобный момент, когда прорваный носорогами в нескольких местах строй бени держался против почти вдвое (как оказалось) превосходящей силы противника. Конечно, бежать им было некуда и бени неплохие воины, но ИМХО такого удара они не должны были выдержать. Но может быть там броски были хорошие, не знаю.

На востоке был паритет в силах.
Когда пол тысячи и керритов столкнулись с семистами бени быстрая победа обеспечила бы общее преимущество.
Вообще то бени там было 1455 чел, из них 700 тяжелой пехоты. И никакой быстрой победы у Небукада там быть не могло.

Я бросили резервы на юг, сознательно, не рассчитывая победить, а чтобы отбросить противника или сохранить баланс. В тот момент время работало на меня - дварфы рано или поздно победили бы в тугаях и вернулись. Так что концовка была абсолютно правильная и логичная.

Итого: игра вышла затянутой, но довольно интересной. Спасибо всем, кто принял участие и дошел до конца. Огромное уважение Юе за труды и за то, что доводит модули до конца. Это очень редкое и очень ценное качество. Спасибо!
5

Небукад Зевдитос Ос В
14.11.2013 15:30
  =  
С игромеханической точки зрения главной проблемой было то, что Юя, с одной стороны, хотела провести реалистичный набор и какие-то первоначальные маневры, а с другой, все-таки, свести игру в итоге к генеральному сражению.
Идея оказалась провальной, так как логика персонажей отвергала это генеральное сражение и делала все возможное, что бы растянуть войну на более долгую кампанию. Персонаж Саммера тут самый яркий образец.

В общем, надо было или ломать линию игры, превращая её в несколько промежуточных битв и маневров, каждый из них отыгрываю, или прямо гнуть рельсы к генеральному сражению. И там и там свои плюсы и свои минусы.
Юя выбрала второй вариант, Саммер заявил, что это совершенно противоречит логике его персонажа и вообще, и... Что произошло, то произошло.

Игра началась с набора войск, в котором у меня было вроде бы много денег, но с другой стороны, недостаточно много, что бы нанять все, что мне хотелось бы нанять. (Хотя в итоге более или менее удалось).
Первым Небукад нанял северянина, заплатив тому непомерное количество денег - я вначале не сориентировался в количестве денег и приблизительных ценах, и то, что 600 тысяч шеумов на три месяца равны двумстам тысячам в месяц я осознал только после этого найма.
Поэтому уже с закатниками я торговался с отчаянной храбростью.

Керитов Небукад нанимал в первую очередь, что бы они не достались Меличу (хотя Юя намекала, что легкой пехоты гоблинов может и так хватить). В конце-концов, в соглашениях между керитами и Зевдитосом вкралось небольшое непонимание, которое неожиданно "компенсировало" обман керитского командира.
Это был забавный момент, я помню, хотел что бы Небукад поговорил с Крэдом Ал'мэсом наедине и написал Юе приват, что бы она создала другую комнату специально для этого - что бы не вовлекать других игроков и что бы не позорить принца :)
Юя не ответила - то ли письмо не ушло, то ли ещё что. Но проблем все равно не возникло.

В общем, после этого Небукад уехал готовить переправу, послав нпц к кеземши и шахраманцам. План был в том, что бы нанять одну из сторон, а за другой прошпионить. Я посылал всех агентов, что бы они собрали сведений о других наемниках, но они их нигде не собрали :). При этом Небукад подсчитал, что ему нужна тысяча или больше тяжелой пехоты. Переговоры проходили очень забавно - вначале я склонялся к тому, что бы нанять шахраманцев, но попросил от лица агентов времени "на подумать". Я думал что бы отыграть как-то тот момент, что агенты пошлют Небукаду новости о том, что шахраманцеев наймут, а значит, кеземши нанимать не надо и только после этого сообразил - а как это произойдет-то? Одно посольство никак не узнает об успехе или неудаче другого, только метагеймом. План был провальным в своей основе.
Тут в Шахраман приехал Мелич - если бы я согласился нанять людей сразу, я бы перекупил шахраманцев до его приезда, но просьба "дать времени на подумать" открыла ему двери! Я осознал, что теперь Мелич наймет массу шахраманцев, и что нужно напимать кеземши. Поэтому мой второй переговорщик провалил единственный момент, где от кеземши можно было отказаться без ущерба игровой логике - он продолжил переговоры не смотря на то, что их было 600 вместо нужной тысячи. Мол, числа числами, но качество солдат может оправдать найм меньшего количества людей. После того, как я задал этому агенту такую логику, он уже наверняка кеземши нанял бы.

Поэтому моему посольству в Шахрамане я дал логику "Мелич наверняка все купил, отступаемся, но пишем хитрое письмо" - что бы потом можно было вступить в переговоры с шахраманцами вов ремя войны или что-то наподобие этого. "если вы увидите, что Мелич проиграл битву, отступайте, принц не будет вас преследовать".
И тут-то шахраманцы решили принять мое первое предложение. Это был лол. Неожиданное решение, спровоцированное или метарассуждениями, или логикой "городских интересов Шахрамана".
В любом случае, я оказался в ситуации, в которой был должен нанять и шахраманцев, и кеземши. Небукад оказался без денег.

С деньгами получилось забавно - и я, и персонаж долго крутили ситуацию и так, и так, и в принципе нашли выход в том, что бы воевать не три месяца, а только два. :) Ещё я планировал награбить много добычи, и думал ещё устроить аферу с откупкой добычи у своих солдат купцами, которых хотел взять у таинственных нанимателей. Но тут ЗеСтас меня обогнал и купцами оказались шахраманцы. У меня были идеи на этот счет - и по использованию купцов, и по обману купцов, но они так и не пошли в игру.

Но так как Небукад неожиданно для себя нанял и кеземши, и шахраманцев, то он все равно оказался без денег.
И очень жаль, потому что деньгами тоже можно было бы повоевать - давать взятки, награды, премии, покупать разные хитрые ресурсы и т.д. В итоге Зевдитос купил масла, смолы и дерева, но помимо масла, в игре эти "запасы" роль не сыграли. Да и масло чисто для галочки.

Да, помимо керитского казуса был ещё один смешной нюанс.

Обычно мы соглашаемся с правилами раздела добычи в войске нанимателя. Как это происходит в войске твоего принца?

* * *

- В войске принца это происходит по разному, - хмыкнул Некараз, - Когда как, - он, похоже, не слишком одобрял это.


Действительно, помимо разных цен я ещё и согласился на разные условия добычи для разных отрядов. Эзар оставлял себе всю свою, закатники отдавали Небукаду пятую часть захваченного, а у остальных он вытребовал треть. Поэтому у принца должен был случиться "баттхерт" от того, что колонна на побережье, в самом богатом месте, состояла именно из гро и закатников, но я забыл это отыграть.)

Вообще я боялся, что Юя устроит мне какую-то подляну или с обозом, которого у меня почти не было, или с деньгами, или с добычей, но все обошлось.

Забавно, что мне удалось нанять все отряды, которые мне понравились. Впрочем, не понравились мне только гномы (хотя я ничего не знал про их армию, но подгорный Рейх? Рили, Рейх?) и гурабенирцы. Те явно были из Хвои и Крови и по стилистике мне не понравились в этой игре. Им,я правда, тоже собирался послать письмо в стиле "бросьте Мелича в битве, мы вас не тронем", но или забыл, или пропал тогда из игры.

Собственно, война. Поначалу я думал, что Мелич будет встречать мою армию на берегу Тэдуанского озера, не давая мне переправиться - это, имхо, хорошо сбалансировало бы тот факт, что у Солхана тогда было меньше войск, чем у меня.
Вместо этого Юя дала ему гурабенирский корпус, который он пошел встречать через степь.
Не могу понять, как Юя могла рассчитывать, что моя армия побежит его перехватывать. Мы наверняка не успели бы атаковать его до соединения, а нападать на соединенную армию в степи имело мало смысла. Я имею в виду, генерал без денег и с большой голодной армией входит в богатую страну и встает перед выбором - грабить ему оставленную без защиты землю или гоняться за вражеской армией по степи? Ответ очевиден.

Впрочем, мы на совете решили. что есть смысл помимо грабежа идти к самому Энкаррану, что бы отрезать Мелича от города - и сделали это. Попутно Небукад распускал напрашивающиеся слухи о том, что Мелич не просто так оставил Лурию на произвол судьбы, уйдя в степь, вместо того, что бы защищать страну. Слухи даже возымели некоторый эффект, помешав Акесту вывести городское ополчение встречать мою армию (Хотя я не уверен и так, вышло бы ли это ополчение без слухов).

Акест попытался задержать мое войско, но особых успехов именно в задерживании, как мне показалось, не достиг. Он взял в плен Эзара и помешал грабить самое побережье страны, но никакой особой потери времени я в мастерпостах не увидел.
Хотя, возможно, это не дало нашей армии возможность свободно пройти на юг. Или мы решили не идти на юг потому, что гоблины решили собратья кучей и дать бой именно здесь и сейчас. Не помню.

Битва. Битва, битва, битва. Хм. Поле боя было совсем не таким, каким я хотел бы его видеть - оно либо давало армии слишком большое преимущество (если занять брод), либо не давало его совсем - если отойти от брода или выйти навстречу. Возможно, надо было плюнуть на него и попробовать идти вперед к прудам, и дать бой у прудов. Не знаю.
Именно из-за этого неудобства мы очень долго размышляли, как бы нам нормально построиться, что бы одновременно и принудить Мелича воевать, и при этом получить хоть какую-то пользу от того, что мы выбрали поле боя. В конце-концов, Юя дала нам несколько решительных пинков и я принял волевое решение сделать брод явно непроходимым. Даже если бы Солхан решил идти не через брод, а прорываться сквозь тугаи южнее или севернее, но в пределах карты, мы бы все равно имели преимущество.
Солхан прикинул и решил прорываться севернее, но за пределами карты.:)

Единственным плюсом, который я получил от знания поля боя было то. что мы выяснили ширину речного русла. Поэтому кеземши смогли находиться в русле и дать там бой гномам.

С переговорщиками я облажался, конечно. Было ясно, что скорее всего они являются хитрым трюком - в конце концов , Юя свела нас в генеральную битву, какие уже переговоры - но убивать переговорщиков нельзя, как и задерживать их. В конце-концов я решил спуститься и покидать мудрость на "рассмотреть вооружение врага", но во втором сообщении дал нечеткую заявку. Я планировал, что Небукад скажет одно предолежние, Юя даст на него ответ и вместо следующей фразы он развернется и уйдет. Но Юя промотала время "Они забазарили Зевдитоса и отняли у него ещё много минут", и принц в очередной раз попал в глупое положение :)

В конце-концов я послал керитов и пращников Еорга развлекать врага, пока остальная пехота соберется и подготовиться выступать, и, не дожидаясь шахраманцев, вышел вперед. Вообще я планировал атаковать этот "полукруг" с юга, прикинув, что если ударить его концентрированным кулаком с одной стороны, то солдаты, стоящие лицом на восток или на север, участвовать в драке не будут. К сожалению, я потратил много времени на маневры, в том числе и на маневры с гро, а затем не смог долго писать посты. В итоге Юя в принципе давала от имени Небукада те же приказы, что давал бы и я, но на маневры удивительным образом ушло ещё больше времени.

Меличу вообще сравнительно повезло, поскольку его нпц-командиры не имели возможности проявить инициативу и творчески истолковать отданные им приказы. :) Более того, он мог выбирать, сколько и каких людей куда послать. :)
Небукад же мог только отдавать приказы своим командирам, которые уже сами решали, как именно они будут выполнять их - идти в бой или атаковать баллистами, например.)
Впрочем, надо отдать должное, хотя у Мелича была "командная цепочка" только в отряде гномов, там-то она сыграла на всю катушку.)

Помимо этого, сыграло свою роль и то, что я как игрок, может быть, неплохо чувствую себя в стратегии, с переговорами, деньгами и прочим, но как тактик заметно просасываю. В итоге я в принципе принял неплохие, похоже, общие решения - "послать керитских лучников вперед", "приказать всем кеземши воевать в тугаях и послать им подкрепление", "сконцентрировать войска на юге и атаковать врага с одного направления", "строить отвлекающие пыльные маневры керитами", но вот проконтролировать то, как они будут воплощаться в жизнь, не смог и не сумел.
Мелич в итоге всю битву сохранял важное преимущество - он контролировал свои войска и до последнего момента представлял, что происходит. Небукад к концу игры оказался в положении одного из персонажей сериала "Рим" - "Если не понимаешь, что происходит - нападай!".
Что ж, это тоже по-своему сработало.)
6

Напишу, пожалуй, свои впечатления и я.

Дипломатическая часть стала для меня, если и не самой интересной, то как минимум самой литературной частью игры, и в целом понравилась. Но были, конечно, и недостатки, главным из которых,на мой взгляд, стало то, что военачальники не рассылали послов с предложениями, а ездили нанимать отряды сами. Это отразилось и на темпе, когда игроки были вынуждены ждать других, и на возможности всяких хитрых комбинаций. Да, какой-нибудь наемничий рынок, или как я уже говорил, одновременные посольства были бы интереснее.

И раз уж говорим о дипломатии, попробую пояснить принятое решение воевать на стороне Небукада, которое многим кажется нелогичным. В самом деле, он вроде бы был готов наять гораздо больший отряд и дороже. Однако:
Во-первых, так получилось (не специально, концепт города я создал раньше, чем узнал с кем будем воевать), что и Шахраман и Энкарран - оба богатые торговые полисы, а следовательно, так или иначе соперничают. Понятно, что для шахраманцев возможность щелкнуть своего конкурента по носу - идея заманчивая, так что тут у Небукада изначально был некоторый перевес.
Во-вторых, как это уже объяснял Меличу Акест, это добыча. С разграбления приморья вполне могло получиться денег не меньше, чем заплатил бы стратег. К тому же, шахраманцам удалось развести Небукада на поставку товаров его армии, так что получилось даже еще лучше.
В-третьих, длительность войны. Если бы Кастор Мелич выиграл бы сражение, то война бы на этом и кончилась. А вот при победе гоблинов - отнюдь. Неуже ли бы гордые сенаторы стали бы договариваться с рыжими дикарями? Да ни в жизнь! Собрали бы ополчение, отозвали свои войска на защиту, попытались перекупить кого-нибудь из союзников Небукада, да мало ли еще чего. В общем, war newer ends, а Шахраману только того и надо. Долгая изнурительная кампания на истощение против конкурента, да еще и за чужие деньги - что может быть лучше! Торговцы на таком жиреют, да и понадобись Небукаду подкрепления, где он будет брать? В том же Шахрамане.
В остальном ситуация была примерно равной. Послы Небукада прибыли раньше и им уже было дано предварительное согласие, зато Мелич заявился сам, из-за чего его приняли на более высоком уровне. Оба отказались давать кокие-либо дополнительные политические гарантии, ограничившись только наймом войск. Разве что фраза стратега о том, что ему больше всего нужны именно легкие войска тоже сыграла на руку Небукаду - ведь основные-то войска у Шахрамана были средне-тяжелыми, а легкие играли вспомогательную и несамостоятельную роль.
Тем не менее шансы у Мелича были и хорошие, но для того что бы их реализовать ему нужно было немного побыть политиком. В те несколько дней, что у него было между прибытием и аудиенцией можно было сделать многое. Поднять свои связи (по квенте они у него должны были быть), , разузнать о армии Шахрамана, какие есть политические партии и с какими интересами, о союзниках и противниках. Первых подбодрить, вторых уговорить или просто подкупить, наконец, благо деньги были. К сожалению, он предпочел не делать ничего. А жаль, в противном случае получилась бы интересная дипломатическая интрига и в результате ее шахраманцы, скорее всего, примкну ли бы к Меличу.
У меня была еще идея, прервать на некоторое время переговоры с Кастором что бы он подумал и может быть что-нибудь предпринял. А попутно предложить посланникам Небукада сделку со снабжением его армии шахраманскими торговцами. Но тут Юя недвусмысленно намекнула, что не надо тянуть кота за хвост и основываясь на всем вышеперечисленном, я принял решение выступить на строне противников Энкаранна.

Теперь, собственно, о боевой части. Тут, по большому счету, все уже подробно расписали и до меня, но отмечу несколько моментов.
Увы, как уже заметил Солхан, тяжелые и легкие войска в играх Юи существуют в параллельных мирах. Тяжелые не могут догнать легких, а легкие не могут ничего сделать тяжелым,потому что дистанционное оружие совершенно неэффективно. Шутка ли, бени на протяжении получаса обстреливало более трех тысяч керритов и затем еще метательные машины закатников, а тем хоть бы хны. Понятно,что они прятались за щитами, но даже если в цель попадала одна стрела из ста, то счет убитыми и раненными должен был идти на сотни! Справедливости ради, это не было подыгрыванием одной из сторон, потому что ответный огонь был не более эффективен. В общем, стрелковых отрядов лучше в Юиных играх не делать, это я еще в "Хвое и крови" понял.
Про бой - все-таки, как мне кажется нужно было встречать Мелича лучниками за несколько тысяч шагов до брода, что бы сразу навязать бой и не дать выполнять всякие хитропупые маневры. Ну и бросать заранее заготовленные позиции и выходить в чистое поле, да еще и не всей оравой, а отдельными группами, из-за чего пришлось потом ждать шахраманцев и упускать время для атаки - тоже ошибка. Легче было перекрыть русло реки, благо оно было нешироким и Мелич не мог там использовать свое преимущество в тяжелых войсках. Ну и в самом конце, странно, что Небукад не попросил у шахраманцев помощи на своем фланге. Ведь и них был большой резерв, который почти не использовался. Пятьсот тяжелых воинов вполне могли бы обеспечить перевес, необходимый для победы.

Вот, собственно и все. Сейчас перечитал пост - многовато критики получилось. Но это потому что игра в целом была хорошей, вот и запомнились в основном негативные моменты, как ложка дегтя в бочке меда. Но достоинств меда это отнюдь не умаляет. Спасибо за игру Юе и остальным игрокам!
7

Кред Ал`мэс golio
18.11.2013 16:08
  =  
Игра была хорошей и интересной. Однако игра получилась не совсем тем, что я(да и все остальные включая мастера видимо тоже) ожидал. Только один бой вместо первоначального замысла с компанией и прокачкой отрядов, очень затянуто и малозависимо собственно от меня. Дальше по пунктам:

- Торговля. Это был самый веселый этап, на котором, как уже писали, многое и решилось. В общем все хорошо, логично и вариативно. Только из-за пропадания игроков слишком затянуто. Было интересно.

- Маневры до битвы. Затянуто. С моей стороны это была самая скучная часть игры. Можно было конечно попытаться самими отправится по тылам противника, но с точки зрения персонажа это было не слишком логично. Пусть там гоблины лучше дохнут, а мы пока добычи себе награбим.

- Сама битва. Во первых выбор места - ожидаемо с этим были проблемы. Так как и так находящимся в меньшинстве войскам мелича явно не хотелось нападать на выбравших место боя противников, а нам тем более не нужно было нападать на него. Таким образом полноценная битва вообще не должны была состояться, но раз уж игра про нее то состоялась она на такой странной карте. Обсуждение тактики боя было отдельной зарисовкой на тему "что происходит если командир молчит". Небукад молчал а каждый толкал свой план. В итоге их объединили а самый важный вопрос - как заставить противника идти на укрепления не решили - в итоге попытки обороняться только мешали. Сам бой вышел от меня слабо зависящим - выбора то там - не выполнять приказы(что ничем хорошим обернутся не могло) или выполнять. Тем более что связь с командованием была и все шло относительно по плану. Вот пошло бы не по плану - тогда начались бы интересные истории. Мне кстати таки интересно - повлияли ли мои действия на исход боя?

Про сам бой. Сравниваю в первую очередь с "колесницами". Тут было сильно больше организованности, больше ситуаций когда армии делают таки то что должны и гораздо меньше неожиданностей. Хорошо это или плохо не знаю - но это так. На мой взгляд "колесницы" таки были атмосфернее. Ну и про поднятую тему типов войск - легкая и тяжелая пехота действительно живут в разных мирах(а легкая кавалерия неуязвима в принципе). Куда делась стрельба 3к лучников, большая часть которых стреляла весь бой(кстати сначала я хотел взять больше тяжелой пехоты и меньше лучников рассудив, что такое число просто сметет стрелами все в радиусе, но Юя не разрешила) я так и не понял. А кроме того я заметил тенденцию не любви к магии(тут ее не было, это так к слову) и артилерии(не эффективна в принципе. Опять таки - еще в колесницах катапульты с огненными ядрами обстреливая толпу противника на мааленьком холмике не могли им сделать ничего. А тут вообще ничего орудия не сделали).

Еще один момент был с запрошенным мной обеспечением. Запрашивал я его в первую очередь чтобы не оказалось что перед боем я вынужден буду закупать совершенно не приличное количество амуниции, которую в добавок мне придется искать, закупать по взвинченым ценам и тащить до места. Или вовсе забыть про это и уже в бою внезапно узнать что у лучников то по колчану стрел и закончились они в самом начале. Ну и кроме того хотелось еще раз развести Небукада на деньги так как стоить это добро должно было немерено. В итоге жаль что мы не дошли до обсуждения кто кому сколько должен и за одно про численность моей армии(которая была на 1к лучников меньше, чем было нанято). Было бы весело.

Ну и концовки. Концовки как всегда прекрасны. При чем все. Из модуля получается законченное произведение. Не знаю как у других - но мои персонажи во всех модулях Юи в послесловиях делают именно то, что стал бы делать за них я если бы игра продолжалась.


Итого - игра получилась очень хорошая, как и предыдущие. И я буду ждать следующей. Всем спасибо за игру и особенно Юе.
8

Йха-Мелек Khlor
18.11.2013 18:44
  =  
Напишу-ка и я о своих впечатлениях.
Игра не обошлась без трудностей. С самого начала было видно, что Юя с игроками мыслят в разных плоскостях: игроки хотят играть в стратегические маневры, а мастер рассматривает их только как украшение перед генеральным сражением. Чем это закончится, я представлял еще по "Хвое" (поэтому, кстати, и не боялся, что Мелич уклонится от боя). В этом мне видится корень всех проблем. В этом и в медленной отписи :). К счастью, это была единственная проблема (для меня, по крайней мере).

А теперь о хорошем. Юя, как всегда, пишет сочно и внушительно. В этот раз мне не нужно было ломать голову над полководческими проблемами, так что у меня было время оценить. Эпика, накал, драма и все прочее в достатке. Хотя должен признаться, что за тупого дуболома героя играть оказалось не так интересно, как за полководца. Тем не менее, мне весьма и весьма понравилось.

9

Эзар гро Бурболах CHEEESE
21.11.2013 13:45
  =  
ГРООООООООООО!!!
Игры мало. Но красиво было. Чиз быть доволен.
10

Добавить сообщение

Нельзя добавлять сообщения в неактивной игре.