|
|
Королевство ХаарКурсивом будут написаны краткие выжимки из текстов под спойлерами.Власть и форма правления. Что то вроде парламентской монархии, где монарх (ха.enzhen, читается как "энцен") - имеет очень ограниченное влияние на парламент ("Совет Лордов"). Лордов двенадцать, титул передается по наследству, но вместе с лордом в совете заседают выборные представители населения провинции. Энцен выбирается с помощью жестокого отбора, регулируемого Дуэльным Кодексом, древним документом, дающим возможность почти каждому желающему померяться силой с принцем силами и, в случае своей победы, занять место главы государства. Текущий правитель, шестой по счету - Корэл эн Кхадор айвэ энцен Хаар (Korel en Khador aive enzhen Haar). Давным давно Хааром единолично правила мощная магическая династия Дарх. Государство тогда было сильным, успешно вело быстрые и кровавые захватнические войны, стремительно расширяя свои границы за счет более слабых стран, в тоже время заключая союзы и торговые договора с равными по силе державами.
Но три века назад династия оборвалась со смертью тогдашнего правителя, Дарх Кирана. Последний монарх, не успел ни оставить преемника, ни наследника, ни сколько нибудь ясных указаний своей воли. Естественно, среди приближенных к трону вспыхнула яростная борьба за освободившееся место, которая скоро охватила всю страну. Двенадцать правящих домов, обязанностью которых было поддерживать власть императора на местах, без руководителя, забыв о долге, погнались за властью.
Гражданская война пришла в самом страшном облике, расколов страну на множество враждующих лагерей, которые, в процессе достижения своих целей ни гнушались ничем. Терроризм, грабежи, резня, подлые нападения и саботаж - тактика выжженной земли разрушила саму основу государства - веру людей. Они в страхе бежали в другие земли, стремясь спасти свою жизнь и жизнь своих семей, найти что то кроме боли и ужаса. Тем временем, окружающие некогда могучую империю страны, почуяв запах крови и гнили, не теряли времени, словно падальщики отгрызая небольшими кусками пограничные земли Хаара.
Длилось это безумие целых одиннадцать лет. Потеряв большую часть территории, утратив целостность и половину населения, Хаар был готов исчезнуть. Но судьба решила дать великолепному когда-то государству второй шанс - оно всего лишь поставила нужного человека в нужное место - этого оказалось достаточно. Некто Кхант-Белри Дио, представитель редкого в те времена союза двух благородных домов, человек с уникальными талантами, чрезвычайно сильный чародей, харизматичный лидер и расчетливый тактик - он сумел примирить воюющих.
Объявив об очередном коротком перемирии, Дио предложил поступить так - от каждого из двенадцати воюющих домов, выбрать одного человека - лорда, который бы представлял всю мощь этого дома и говорил бы от имени всех аристократов этого дома. За тем этим одиннадцати было положено решить все раз и навсегда, освобождая народ и землю Хаара от пустых распрей и бездумного кровопролития. Должна была иметь место смертельная дуэль меж ними всеми. У каждого лорда была возможность отказаться от нее, но тогда они теряли бы все свои титулы, становясь обычными гражданами королевства. Это и стало основной идеей и, вместе со множеством мелких дополнений, составило будущий Королевский Дуэльный Кодекс, призванный регулировать процесс избрания короля после завершения этой войны. Дио победил каждого, по человеку в день... Его преимущество в силе было очевидно, а пока шло состязание, люди дома Кхант-Белри аккуратно захватывали власть по всем провинциям Королевства.
Это событие назвали Одиннадцать Капель Крови и сейчас оно является государственным праздником. План Дио был завершен, истощенные дома больше не могли продолжать воевать, главы их, те кто не пал от руки Дио Великолепного, вынуждены были подчинится - дом Кхант-Белри вознесся.
Правление Кхант-Белри стало лучом света среди багровых туч гражданской войны. Мудрыми указами Дио была заново создана регулярная армия, освежена экономика, возвращены дальние земли и отбиты нападения соседей. Совет Лордов, организованный им в скором времени, после того как все утряслось, и Закон о Совете, по которому власть делилась поровну между королем и Советом, окончательно успокоил амбиции аристократических домов, дав им возможность напрямую влиять на положение дел в стране.
Однако не все шло гладко, не всех устраивало правление дома Кхант-Белри. Один из домов восстал, но был уничтожен другими, ибо никто не желал возвышения кого-то стороннего. Тогда, поняв, что таким методом захватить власть не удастся, аристократия обратилась к Дуэльному Кодексу, обвязывающему короля доказывать свою силу в дуэлях. Единственные условия для претендентов на трон - дворянский статус и магические способности. Единственное ограничение - дуэль раз в двенадцать дней. Естественно, король долго не продержался. "Всего" через каких то двадцать лет он был убит одним из кандидатов, ставшим новым правителем. Дио был хорош.
Однако манипулировать им не удалось - осознав свою силу, он стал выше мирской возни домов. Единственными изменениями в устройстве правящего аппарата Хаара нового короля было переименовывание короля в принца и отказ ото всей королевской власти и привилегий, у правителя оставалось только право ультимативного вето на решения совета.
Дома ликовали. А новый принц обеспечив себе довольно долгую жизнь, занялся изучением магических дисциплин, лишь изредка поправляя и наставляя совет. Так и продолжается по текущий день - пост принца занимают сильные телом и духом люди, не страшащиеся своей смерти, способные управлять Королевством Хаар и вести его к процветанию, регулируя решения Совета Лордов. Внутренняя география, территориально-административные единицы и население.Численность населения составляет четыре с половиной миллиона человек, треть сосредоточена в двенадцати крупных городах-столицах провинций, являющихся основными территориальными субъектами Королевства.Хаар занимает приморские земли немного севернее и сильно западнее Бездны. На юге граница проходит по Рыжей пустыне. На севере и востоке - по реке Тца. Ландшафт в основном равнинный, с множеством холмов и мелких речушек. Лесов немного, чуть больше на севере чем на юге, плюс обильные прибрежные леса Тца.
Климат на юге близок к тропическому, но холодные морские ветра не доносят влагу с моря ( этому препятствует Хребет Дарх), однако охлаждают воздух весьма и весьма. Поэтому на большей части территории Королевства царит почти круглый год сухая, довольно теплая погода, что давало бы удивительные возможности для земледелия, если бы не чрезвычайная бедность и кислотность почвы. Поэтому вся пищевая промышленность сосредоточена в северной части, где дождей много больше и где зимой не просто прохладно, а идет снег и температура опускается ниже нуля. Там же наличествуют месторождения множества полезных ископаемых - копи и рудники на холмах близ истоков Тцы ежегодно добывают золото, серебро и другие драгоценные металлы и камни. В горах Дарха на западе, рядом с побережьем есть хорошие залежи железа, поэтому там развита железодобывающая промышленность. Еще железо добывают в пустыне, но в гораздо меньших масштабах.
Народ Хаара невелик, события Гражданской Войны трехсотлетней давности не прошли бесследно,численность населения все еще не достигла того уровня, на котором была когда-то. Третья часть сосредоточена в крупных городах, столицах провинций. Их список:
Хаар, столичная провинция Эмáриот. Рагд, земли дома Адторен. Гарриот, земли дома Хаáгарен. Нойд-Арг, земли дома Исáльтен Лассарк, земли дома Пархинен. Эмлаэмарк-Арге, земли дома Риаден. Иегриот, земли дома Иегсерен. Лартириот, земли дома Делларен. Исариот, земли дома Кхант-Белриен. Рираз, земли дома Кхáдорен. Харилоу, земли дома Эмаркхен. Йэлафи-Арг, земли дома Сурден.
От каждой провинции, кроме той, из который выбран текущий Принц, в Совете присутствует Лорд и от одного до семи народных представителей. На данный момент главенствующий дом - Кхадорен.
Всего в королевстве Хаар, согласуясь с данными последней переписи и пограничных постов, в настоящее время проживает порядка четырех миллионов коренных жителей и около полумиллиона представителей других национальностей. Внешняя политика, военный и экономический потенциал. Имеет налаженные торговые связи со всеми четырьмя союзами полисов на севере. Хорошая армия и мощная экономика придают Хаару вес на мировой политической арене.Хаар имеет непосредственную границу со двумя крупнейшими союзами полисов на севере, по пустыне периодически приходят торговые караваны из Тцагды, но более никаких соседей нет. Те королевства, что досаждали во времена Гражданской Войны были ассимилированы союзами магов или самим же Хааром, дополнив земли пограничных провинций. Таким образом во внешней политике Королевства, после долгих препираний с соседними людскими государствами, у которых наличествовали только кучи амбиций и своих собственных идеалов, но не было ни реальной военной мощи, ни сколько-нибудь большой территории, наступил период общения с холодными рассудительными магами Северных Равнин.
Было заключено пара пактов о ненападении, пара торговых соглашений, несколько других, не слишком значимых договоров, но напряженная обстановка сохраняется до сих пор - ведь маги известны среди людей Хаара своими расчетливыми расширениями территорий, и вполне могли положить глаз на земли Принца. С другой стороны, в глазах жителей полисов на севере - государство с мощной армией и большим экономическим потенциалом является непосредственной угрозой процветанию их собственного. Поэтому на границе дежурят хорошо снаряженные военные патрули и той, и с другой стороны.
Во многом своим текущим положением Хаар обязан реформам Дио Великого, давшим ему четко организованную и снаряженную армию, которая стала залогом внутренней политической целостности и надежным аргументом против внешних захватчиков.
Основу вооруженных сил составляют регулярные войска,поделенные на легионы, по тысяче человек в каждом. Призывная система обязывает каждый населенный пункт с каждых пятидесяти проживающих в нем человек выдавать одного здорового мужчину раз в пять лет или тогда, когда погибнет тот, кто был выдан предыдущим. Такой набор дает костяк армии в восемьдесят тысяч солдат-призывников, служащих в основном на границах и в страже за минимальное жалование и еду. Основная же ударная мощь войск Королевства - корпуса боевых магов наравне с элитными отрядами ( наподобие Черных Луков) и группами ремагов. Их немного и ряды их пополняются из выпускников Военных Школ столиц провинций.
Сейчас на службе числится около двух тысяч магов-боевиков, когорта ремагов числом около сотни и порядка десяти тысяч служащих контрактных регулярных войск, не слишком владеющих магией. Все они рассредоточены по легионам, для всесторонней поддержки частей призывников в случае возникновения внезапной угрозы. Разумеется, если начнутся масштабные боевые действия армия будет пополнена народным ополчением и повторным призывом уже отслуживших.
Королевство не смогло бы поддерживать такую большую армию если бы не имело хорошо организованной и развитой экономики. В Хааре производится большие объемы зерна, текстиля и алкоголя. Выплавка качественной стали и добыча драгоценных камней позволяет держать на уровне изготовление инструментов, оружия, брони и артефактов. Торговый союз с магами на севере доставляет в Королевство еще больше предметов роскоши и магических инструментов, а караваны из Тцагды приносят на внутренний рынок экзотические товары с юга. Королевство Хаар - значимая экономическая величина на мировой арене. Магический и научный потенциал.Традиционно сильные маги Хаара служат отличной защитой от внешних врагов , а последние реформы по централизации научно-магических исследований позволили им работать над своими исследованиями при поддержке государства.Магия в Хааре развивается уже очень давно и традиционно находится на высоком уровне. Основными прикладными направлениями считаются боевая и ремесленная магия, хотя в последняя время было образовано много артифакторских и алхимических гильдий, что несомненно отражает возникновение новых научных течений в среде магов. Несмотря на высокий уровень развития, никакой централизованной системы обучения магическим премудростям нет, но законодательно закреплено то, что каждый квалифицированный волшебник обязан иметь минимум одного ученика, после того как он наладит собственное дело и если он не является активно служащим Королевству ( то бишь он не боевик и не находятся на боевом задании в данный момент). Таким образом, обучение новых магов происходит под руководством опытных и успешных специалистов, правда вот иногда им не достает педагогических навыков, но в массе своей эта практика дает не слишком большой приток очень квалифицированных кадров.
Наиболее развитой в Хааре традиционно является боевая магия низкого уровня, при том наиболее популярными являются школы Огня, Земли и Воздуха. Есть некоторые частные объединения магов, организованно готовящие специалистов в этих направлениях. Хаарское искусство магического боя предполагает подготовку физически сильного, ловкого, умеющего органично сочетать магию и меч бойца, приспособленного для ведения как командного боя в группе на фронте, так и для выполнения одиночных вылазок в стан врага.
Ремесленная магия развита чуть на меньшем уровне, ее подъем только-только начинается. Так недавно были открыта Хаарские типографии и ткацкие мастерские, что должно снизить цены на книги и высокотехнологичный текстиль. Артифакторство и алхимия пусть и находятся на наиболее слабом положении, но упорным трудом мастеров-иммигрантов активно развиваются, завладевая умами молодых и амбициозных магов, которые ищут инновационных путей развития.
Маги в стране не находятся в привилегированном положении и подчиняются точно тем же законом, что и простые граждане. Более того, закон местами довольно строго относится к магам, так как неумелое использование преобразований Дельты может повлечь за собой различные опасности, угрожающие жизни не только пользователя, но и граждан. Так, например, магические дуэли в черте городов и поселений запрещены, а бездумное использование мощной магии карается законом. Однако признанных и известных магов уважают, так как народ понимает, кто и что является гарантом их свободы и процветания.
Научный прогресс Королевства находится в ведении Белого Совета, органа созданного Корэлом эн Кхадором совсем недавно, который осуществляет централизованное исследования в самых различных направлениях. Некоторые постановления Белого Совета уже были обсуждены Советом Лордов и приняты на государственном уровне.
Единственным магом уровня архимага в стране является ее непосредственный предводитель - Корэл эн Кхадор, так как только у него хватило сил победить предыдущего властителя-архимага. КультураК сожалению, кратко эту часть передать не получится.Социальная дифференциация общества.Население королевства имеет четко дифференцированно по своему статусу, однако все группы населения равны перед законом и имеют почти одинаковые права. Можно выделить четыре основные группы:
Аристократия ( дворяне ) - это представители правящих Домов, их ближайшее окружение и работники сферы услуг, ориентированной на удовлетворение потребностей домов. Их уважают, однако кое-кого недолюбливают, ибо дворяне известны своей надменностью, грубостью по отношению к подданным и пристрастиями к излишней роскоши и удовольствиям. Закон защищает права дворян чуть лучше, так например они освобождены от воинской повинности и по умолчанию не служат с простолюдинами. Сейчас среди знатной молодежи сильны патриотические настроения, поэтому часто можно наблюдать молодого офицера, командующего небольшим отрядом простолюдинов-призывников. Их не любят, но терпят, иногда даже находятся вполне способные юнцы.
Профессиональные маги - прослойка населения чуть более многочисленная, чем аристократы. Состоит же она из магов всех разновидностей. Магов уважают, некоторых - чуть больше, некоторых - чуть меньше. Однако, в плане прав они ничем не отличаются от крестьян и горожан. Единственное - маги, как и любые ремесленники, обязаны иметь одного ученика, после того как обеспечат себе стабильное положение в обществе.
Горожане - жители столиц провинций и небольших поселений вокруг. Платят больше налогов чем крестьяне, пользуются всеми благами цивилизации. Составляют треть населения, в массе своей - образованы, грамотны. Обычаи и нравы разнятся от провинции к провинции.
Крестьяне и фермеры - оставшиеся две трети населения. Работают в поле, на рудниках, заводах. Как правило, имеют некоторые познания в грамоте и науках. Но не сказать, чтобы очень большие. Многие - традиционалисты-консерваторы, часто используют бытовую магию и редко - артефакты. Составляют основную рабочую силу и главную массу налогоплательщиков. ЯзыкГосударственный язык - Хаарский. Население говорит на различных диалектах, ближе к северу используется Ленгв. Язык шипящий, резкий, множество сочетаний согласных и не такое уж большое количество гласных, витиевато построенные предложения и образные высказывания делают его весьма интересным с лингвистической точки зрения. Множество сложных слов образуется образно-аддитивным методом, например - названия городов и другие топонимы. В литературе Хаара есть красивейшие поэтические произведения, интереснейшие пьесы, некоторые из которых имеют успех и за границей.
Одним из самых ярких примеров образности и мнгообразия языка - имена. Их тьма тьмущая и все они что-нибудь да значат, в Хааре за этим строго следят, традиция. Хаарское имя записывается двумя частями - сначала фамильное, семейное имя, потом - личное. Если в семье много детей - добавляют формулу родства, которой пользуются при знакомстве и при ведении официальных дел. Пример: Владимир Краснов, сын Виктора Adroi Arozen, Rian o Rilarto.
Внешний видОдежда жителей Королевства разнится от местности к местности, но практически для всего принятого гардероба характерна просторность, легкость и некоторая мешковатость. Интересная особенность - головные уборы в виде шляп, шапок и прочего считаются табу, их надевают только для выполнения какой-либо работы, требующей защиты головы.
В городах, например, среди дам модно носить свободные длинные длинные платья простого кроя, длинные юбки вместе с легкими кружевными рубахами тоже очень популярны. Образ типичной горожанки обычно дополняет изящный шарфик из тонко ткани, или даже целый кусок матери, затейливо обернутый вокруг тела, шеи или хитро завязанный на руке. На ногах - легкие туфли или сандалии без каблука. На торжественные мероприятие принято приходить в изукрашенных ярких длинных платьях с глубокими повсеместными разрезами ( мода с Серебряных Равнин), добавив к образу еще больше лоскутов воздушной ткани.
Горожане мужского пола носят широкие штаны из различных тканей - плотных и не очень, широкие поясные ремни, просторные рубахи, кожаные жилетки или куртки. Плащ в пасмурную погоду - обязательное дополнение образа. Обувь - крепкие башмаки или сапоги. На торжественные мероприятия городские мужики обычно одевают свою лучшую одежду, не особо заморачиваясь изобретением специального костюма.
Крестьяне же одевают приблизительно все тоже самое, разве что более дешевое. Но в деревне на первом месте всегда практичность и доступность - поэтому покупают все самое крепкое, долговечное и удобное. Однако девицы-модницы иногда таки выпрашивают у родителей денег на заграничные шмотки и красуются на деревенских праздниках перед парнями, разодетые в яркие и свободные одежды.
Особое внимание следует уделить военному костюму Хаар. Жители этих земель всегда уделяли большее внимание скорости и ловкости воина, что нашло отражение и в конструкции защитного обмундирования. Защищена, как правило только верхняя часть тела, при том - легким ламеллярным доспехом (иногда кольчатым), с нашитыми на него металлическими пластинами, практически не стесняющими движений. На руки и голени надевается защита похожего типа. Голову - или не защищают вовсе, или обматывают специальной тканью, особым образом заплетая в нее кольчужную сетку или металлические пластины так, что голова и шея со всех сторон кроме лица становятся защищены не хуже, чем при использовани легкого шлема. Из оружия ближнего боя воины предпочитают использовать такхи ( длинные изогнутые мечи, по типу катан ) или глефы, а для более плотной схватки - экха (что-то вроде стилетов, со сложной гардой, приспособленной для захвата вражеского клинка) и различные виды шестоперов. В дальнем бою традиционным видом оружия считается длинный, в рост человека лук, однако в последняя время в армию массово поступают арбалеты. Провиант.Крестьяне выращивают разные виды овощей, для себя и в город, но это в основном на севере. Также на севере растят кукурузу и рожь. В южных регионах растет только гарлам, злак, с мелкими, но чрезвычайно питательными зернами ( похожие на наши кедровые орешки, но золотистого цвета). Этот злак - специально выведенный из травы эндемичного "приразломного" вида, способен расти только на кислых почвах южного Хаара, поэтому является там основным продуктам - растет легко, быстро и много. В орошаемых садах при крупных городах и поселках выращивают различные фрукты, которые тоже употребляют в пищу.
Мясо - дорого, и позволить его для каждодневного употребления могут только зажиточные крестьяне или богатые жители богатых городских районов. В пищу в основном употребляют свиное и говяжье мясо, доставляемое к центральным районам с севера. На юге разводят овец, но из мясо не очень вкусное, зато как деликатес там ценят мясо дримов, которое довольно дорого, в связи со сложностями в их разведении. Так же в пищу идет рыба с западного побережья, яйца дримов ( ооо, если вы не попробовали именитый Южный Омлет из Яиц Дрима, то вы ничего про Хаар и не знаете) и куриц.
Табак - растет, но плохо. Больше курят никотиносодержащую траву фадхэ, которая дает густой и насыщенный дым, а поэтому ее часто мешают с ароматическими травами. А в кальяне курят ядреный, красного цвета измельченный плод адмилат, потому что курить его просто так, не пропуская дым через множество фильтров и смягчающих составов - сущая мука, легкие сгорают мгновенно. А так он дает удивительный, насыщенный вкус перца, нехило дурманит разум, а красный, с розоватыми оттенками дым очень красиво и необычно выглядит - за все это кальяны очень любимы на светских вечеринках аристократической молодежи.
Из алкоголя - вино, с северных виноградников. На юге гонят самогон из гарлама, в него иногда добавляют, для пущего эффекта, выжимку из адмилата. Пиво и сидр - тоже очень популярны, но, опять же, ближе к северу.
Обычаи и традиции.В Хааре очень сильны традиционалистические настроения, поэтому на молодежь, любящую "повыпендрится" и одевающуюся на "северный" манер, смотрят довольно косо, как на этаких стиляг. Но интересны некоторые обычаи, которые стараются не нарушать даже молодые сорвиголовы.
Так, например, считается дурным тоном носить головные уборы цельного вида, шапки там или шляпы. Это связано с некоторыми древними легендами, которые говорят, что звезды - это глаза богов, и что оттуда, с небес, на Юну смотрят существа настолько же непостижимые, насколько прекрасные и страшные одновременно. А они очень не любят, когда не могут видеть лиц или умов жителей Юны. Поэтому - "кроет голову лишь тот, кто звездам врет" - народная Хаарская поговорка. Даже воины, которым защита важнее всяких там суеверий, никогда не одевают шлемы, как это делают на севере или на юге. Боец Королевства всегда идет в бой с непокрытой головой, ну или с обмотанной специальной тканью, что табу допускает, так как она имеет не целостную структуру.
Еще один интересный обычай - приветствие и прощание. Хаарец никогда не подаст вам при встрече руку, вместо этого, если у него не заняты руки, он или пожмет ими обеими ваши две или, при более близком знакомстве, обнимет - это символизирует то, что, используя две руки для совершения обряда приветствия, он полностью исключает возможность какой-либо угрозы с вашей стороны. Если момент не позволяет или руки заняты - принято делать легкий кивок с небольшим наклоном головы вправо или влево, что показывает досаду от того, что нет возможности выразить свою радость от встречи При прощании положено приложить руку к сердцу, а затем, отняв ее, поднять на уровень головы со сжатым кулаком. Это - символ того, что Хаарец будет ждать следующей встречи столько, сколько этого потребует время.
Вообще традиции народа Королевств разнообразны и многочисленны - поэтому я остановлюсь на этих двух, как на наиболее повсеместных, и буду сообщать игрокам о ритуальном значении каких-либо телодвижений и действий по ходу игры. РелигияГосударственной религии в Хааре нет, но большая часть верующих принадлежит церкви Семи, которая провозглашает мир принадлежащий семи архимагическим сущностям, богам, сверх существам. Человечество не может их наблюдать, ибо они настолько глубоко спрятаны в слоях Дельты Элементального плана, что даже самый качественный Хрусталь их не может различить. Посланники этих богов - Серафы, бывают появляются в решающие исторические моменты, как советники главных участников событий, определяющих мировую судьбу. Говорят, они никогда открыто не участвуют в происходящем, но многие видели их, неотличимых от людей, в бою выпускающих шесть крыльев, сотканных из чистой Дельты и разящих врагов божественным по своей мощи и красоте оружием. Некоторые из магов смеются над этими бреднями, говоря что любой архимаг так может, некоторые принадлежат культу Семи, а есть те кто просто молча исследуют данный вопрос - а вдруг так и есть? Структура Разломов так и не раскрыта, а уж о тайнах Бездны и говорить нечего. Сейчас единственная живая сущность, носящая имя Сераф - это архимаг, глава Конклава, Кай Аркад, который прозвище это получил за воистину поразительную силу и свою любовь к отращиванию шести гигантских крыльев Белого Пламени, коими он пользуется как оружием.
Еще некоторую долю верующих на себя оттягивает культ Бездны. Они верят, что там спит сверхсущество, которое, проснувшись, навсегда изменит мир, очистив его от не праведных, злых людей. Эти - намного более агрессивны, чем последователи Семи, их не любят, но вынуждены терпеть, пока те остаются в рамках дозволенного.
Есть еще множество более мелких религиозных объединений, но эти два - крупнейшие. Деньги и цены.Основной денежной единицей Королевства Хаар является сурда, вторичная единица - йэдэ. Сурда - это десять йэдэ. Цены на ту, или иную продукцию в Хааре сильно зависят от того, в какой провинции вы находитесь, а вот средняя заработная плата довольно стабильна.
Сурды чеканят серебряными монетами, у которых на аверсе замысловато выбитый герб Хаара, восьмиконечная звезда, а на реверсе в ту же звезду вписан символ достоинства монеты. Принятые номиналы - 1, 2, 5, 10, 20 и 50 сурд. Монеты довольно крупные - 22 миллиметра деаметром и толщиной в 3. Йэдэ - в два раза меньше при той же толщине. Номиналы йэдэ - 1,2,5. На аверсе - три хаарские литеры - К,Б,Д.
100-150 сурд- зарплата за месяц портового грузчика, ну или наемного полевого рабочего. Фермер, крестьянин с собственным развитым хозяйством, продавая овощи в город, поднимает в месяц приблизительно 300-400 сурд. Умелый ремесленник, будь то маг или просто рабочий, способен заработать до 1000 сурд в месяц. Некоторые ценные специалисты узких областей зарабатывают от 1500 до 3000 сурд в месяц. Жалование принца - 5000 сурд, плюс обеспечение государством его жизни. Главы крупных торговых гильдий имеют бюджет в десятки тысяч сурд.
Приняты множество различных податей, повинностей и налогов, которые в общем и целом заставляют всех и каждого отдавать в казну около 10-20 процентов заработка.
Некоторые цены, вдруг помогут: Яблоко - 1 йэдэ. Небольшой кусок жареного говяжьего мяса ( на два деликатных укуса) - 1 сурд. Килограммовый кругляк сыра - 5 сурд. Гарлам каравай - 4 йэдэ. Большая кружка пива - 1 сурда. Литровая бутыль не слишком дорого вина - 4 сурд. Дешевого табака на десять стандартных трубок - 6 йэдэ.
Комплект дешевой одежды ( парусина, рубашка м штаны) - 2,5 сурды. Ботинки хорошие походные, кожаные на шнурках - 70 сурд. Дорогой импортный дамский шарфик из прозрачной ткани - 50 сурд. Кольчуга короткая, до пояса из легкого, но прочного сплава - 180 сурд.
Меч стальной без изысков - 60 сурд. Стрела - 4 йэдэ. Арбалет многозарядный - 150 сурд. Баллиста осадная, полуавтоматическая, многозарядная - 4000 сурд.
Аметистовый мана-аккумулятор емкостью в ст. ауру (сфера в ладонь размером) - 300-450 сурд. Сапфировый аккумулятор емкостью в 1.5 ауры ( с монету) - 800 сурд. Бриллиантовый мана-аккумулятор емкостью в пять ст. аур ( умещается на пальце) - 8-10 тысяч сурд.
Жезл, с аккумулятором на 3 ст. ауры и заклинанием фаерболта ( итого 10 зарядов) - 1200 сурд. Камень точильный, с регулируемыми абразивными свойствами (потоковый артефакт) - 100 сурд.
Флакон кровоостанавливающего зелья на 200 мл ( густая красная жидкость с сильным горьким запахом) - 250 сурд. Наиболее часто встречающиеся Хаарские имена.Мужские: Adrian Arozen Belrian Belisan Delron Fafairen Heun Heurin Isan Isazen Kastein Korel Rarzen Riarn Torn
Женские: Ada Adisa Embella Eleniel Lafiel Leta Laiel Noida Laadria Ribella Rilasiel Nortiel Ielafiel Isaiel
Времяисчисление В Королевстве используется перенятая от йэлафи календарная система. День состоит из двадцати четырех часов, в каждом часе приблизительно шестьдесят минут, тогда как в каждой минуте - шестьдесят секунд.
Год состоит из двенадцати месяцев, сгруппированных в сезоны по четыре. Сезоны носят свои имена: "Gae","Fae","Lae", "Ae". В каждом из первых трех сезонов последний месяц состоит из двадцати девяти дней, в последнем из сезонов он состоит из тридцати дней. Соответственно каждый месяц именуется именем сезона плюс порядковое окончание: "des", "isa" и "ad".
|