ОБЩЕСТВОРелигияШвеция – протестантская страна, в которой эта религия является государственной. Религиозная догма насаждается жёстко, несмотря на то, что шведские короли уже несколько поколений стараются ограничить влияние церкви на политику и законы. Швеция была и есть самой крупной в мире страной, в которой исповедуют лютеранство.
Основное отличие лютеранства от прочих протестантских конфессий (и тем более от других видов христианства) – бóльшая либеральность и открытость новому, а также бóльшая приверженность «христианскому поведению» и «стилю жизни» как более важной составляющей веры по сравнению с ритуалами и обычаями церкви.
Так, лютеране признают иконы и религиозные изваяния, хотя и не считают их неотъемлемыми атрибутами церкви; простого креста лютеранину достаточно для того, чтобы его присутствие сделало место «освящённым».
Из семи таинств лютеране признают и практикуют два: крещение и причастие.
Во время причащения, в отличие от всех прочих христиан, прихожане причащаются не только облаткой, но и вином из потира (тогда как в других конфессиях из потира причащаются только священники).
Лютеране не обладают централизованной иерархией на весь мир; она индивидуальна для каждой страны. в Швеции все священники подчиняются архиепископу уппсальскому.
Лютеране относят себя к теистам-тринитариям (т.е. веруют в Святую Троицу и троичность Бога) и исповедуют Богочеловеческую природу Иисуса Христа (т.е. считают, что он был Богом, воплотившимся в человеческом теле), распятого на кресте, спустившегося в ад, воскресшего и вознёсшегося на небо, чтобы в конце времен прийти вновь для суда над живыми и мертвыми.
Важное место в доктрине занимает концепция первородного греха, который может быть преодолён исключительно действием благодати, выражаемой в вере и продиктованных верой поступков и поведения.
Отрицая роль свободы (воли) в спасении, лютеране не отрицают свободы в мирских делах, поэтому они не являются сторонниками предопределения («Бог все знает, но не все предопределяет»).
Главным и единственным критерием правильности веры они считают Библию.
В качестве дополнительного авторитета лютеране прибегают к Священному Преданию Отцов Церкви и другим традиционным источникам, вовсе не обязательно лютеранским, однако подчёркивая, что они (как и Книга Согласия Мартина Лютера) истинны настолько, насколько соответствуют Писанию (Библии), и ни в коем случае не самодостаточны.
Такой же критический взгляд применяется и к мнениям богословов, стоявших у истоков исповедания, в том числе и к сочинениям самого Лютера, отношение к которому у лютеран уважительное, но без культа.
Долгое время (вплоть до 1868 года) в Швеции были запрещены молитвенные собрания и прочие религиозные церемонии вне помещений, принадлежащих Шведской лютеранской Церкви, что практически делало невозможным любую религиозную практику для тех, кто не исповедовал лютеранство. В 1868 году этот закон отменили – отныне любые религиозные практики допустимы везде, если они не мешают деятельности государственной (т.е. лютеранской) церкви.
Католикам-иммигрантам разрешается практиковать свою веру, однако обращение в католицизм – противозаконно для шведов, и таковые, по обнаружению, изгонялись за пределы страны.
Подобным же образом поступали и с иудаистами и мусульманами: евреям и арабам позволялось практиковать их веру, но шведам обращение в иудаизм или ислам (пока, до 1873 года) запрещено. Помимо этого на протяжении столетий иудеям были запрещены или ограничен доступ ко многим профессиям, и существовали жёсткие ограничения по их участию в общественной жизни и в том, где они имеют право селиться; начиная с конца 60-ых годов начались перемены, в результате, которые постепенно начали отменяться эти жёсткие законы.
При этом в шведской глубинке – вдалеке от очагов цивилизации – нередко, если не регулярно, можно повстречать примеры практики пережитков древних языческих верований, традиций, ритуалов и обрядов, порой с молчаливого согласия местных священников, которым было легче закрыть глаза на эти частные проявления язычества, чем пытаться противостоять устоявшимся столетиями традициям.
Популярные веяния, течения и движенияРабочие на предприятиях, шахтёры в шахтах и на рудниках начали образовывать свои профсоюзы. Как следствие стремлению рабочего класса защищать свои права, нередкими стали забастовки.
Крепкий алкоголь домашнего производства запрещён (в продаже только дорогой из-за высоких налогов алкоголь фабричного производства – аквавит), но это не останавливает простой люд (особенно в уединённых, далёких от крупных городских центров местностях) заниматься самогоноварением – и ради выпивки, и как протест жёстким государственным регуляциям :)
Однополые отношения порицаются лютеранской церковью, хотя и регулярно встречаются как среди знати, так и среди простого народа. В Швеции того периода практиковался существующий ныне в армии США подход «don’t tell, don’t ask» («не говори и не спрашивай») – приемлемость такого формата отношений до тех пор, пока о ней не заявляется открыто.
Процессы над ведьмами, которые имели место быть во всей Скандинавии в XIV-XVI веках, давным-давно стали прошлым, хотя в сельской глубинке до сих пор нередки вспышки неприязни к тем, кого обвиняют в колдовстве и «сношениях с Дьяволом», обычно подогреваемые местными священниками (поскольку простолюдины, как уже упоминалось выше, очень часто склонны инкорпорировать языческие элементы в свою повседневную жизнь, оставаясь при этом христианами в собственном самовосприятии).
«Движение за свободную церковь» в основном состоит из представителей различных протестантских конфессий, несогласных с навязыванием лютеранства на государственном уровне (в основном членами движения являются методисты и баптисты). Они борются за свободу вероисповедания во всей стране.
Также существует движение за увеличение уровня демократичности общества и государства, которое пропагандирует важность снижения полномочий монарха и увеличения прав голоса и включённости народа в законодательные и исполнительные процессы. Отдельно стоит отметить движение за права женщин, которое уже успело добиться немалого – как минимум, возможности женщинам получать высшее образование и трудоустраиваться, а также незамужним женщинам – голосовать.
Путешествия по странеСогласно шведским законам, на расстоянии отрезков в 3-4, до 5 лесных миль (skogmil = 5 км) на главных и основных дорогах страны обязаны располагаться постоялые дворы (värdshuset), в которых путники и торговые караваны могут передохнуть, переночевать, перекусить, а также починить свои повозки, подковать коней и закупить корм для лошадей в дорогу.
Между небольшими населёнными пунктами и крупными городами постоянно (ежедневно) циркулируют «рейсовые» кареты и повозки. С 1853 года по постановлению Рикьсдага по стране начали протягивать железнодорожные пути, которые соединили основные центры цивилизации в Швеции. По рекам, озёрам и по морю постоянно курсируют рейсовые и частные корабли и пароходы.
Тем не менее, основным транспортным средством по-прежнему остаются лошади и повозки/кареты.
Обращение и титулыСкандинавское общество в целом, и шведское – в частности – в XIX веке было озабочено формализированностью речи и речевым этикетом вне зависимости от социальных слоёв собеседников, поэтому эмулировать досконально точно стандарты коммуникаций того времени может стать серьёзным вызовом как для игроков, так и для мастера, поэтому остановимся лишь на следующих ниже моментах.
Для упоминания в речи другой персоны существовали строго зарегулированные правила, которые отличались в зависимости от того, прямая ли это речь или косвенная, какова разница в статусе / ранге / положении между говорящими, какова разница в возрасте и т.п.
В общих чертах – к знати обращались по их титулам, за исключением ситуаций, когда коллеги при исполнении своих профессиональных обязанностей обращались друг к другу (тут знатные титулы не применялись вне зависимости от разницы в происхождении). Например, к лейтенанту, обладавшему титулом «грéве» (граф), другие солдаты могли обращаться как к «лейтенанту», но слуги этого лейтенанта, или простолюдины на улицы обязаны были обращаться к нему по титулу - «граф».
Людей с высшим образованием обычно называли «дóкторь» (doctor) вне зависимости от их специализации, за исключением инженеров и специалистов технических профилей, к которым обращались, называя их «ингеньёрь» («инженер», ingenjör).
К государственным чиновникам обращались по их должности (см. предыдущий пост), а к военным – по чину.
Хозяина крупной мельницы или какого-либо другого промышленного предприятия именовали «патру́н» («помещик; хозяин», patron). Торговец или оптовик именовался «грóссхандларе» (grosshandlare), а хозяин магазина или лавки – «хáндларе» (handlare).
К мужчине, который не относился ни к одной из вышеупомянутых категорий, обращались «херр» («господин», herr), к замужней женщине – «фрю» («госпожа», fru), а к незамужней женщине или девушке – «фрёкен» (fröken).
После любого из вышеупомянутых обращений использовалась, как правило, фамилия, а не имя того, к кому обращались, даже если это было прямое обращение.
Во всех скандинавских языках существовало (в XIX веке) такое же гонорифическое использование местоимения «вы», как и в современном русском; для того, чтобы обратиться к кому-либо на «ты», нужно было сначала заручиться согласием этого человека «перейти на «ты»».
Дети, как правило, обращались к родителям на «вы» и именовали их просто «фарь» («отец», far) или «мурь» («мать», mor).
К слугам и представителям самых низших слоёв населения обычно обращались по имени – если это была женщина, или по фамилии – если мужчина.
ОбразованиеСогласно постановлению Рикьсдага, ещё с начала XIX в. все приходские священники обязаны обучать Слову Божьему (Библии), лютеранскому Катехизису, грамоте и основам наук и знаний всех детей вне зависимости от пола или происхождения. Благодаря этому на настоящий момент уровень грамотности среди населения Швеции составляет 90+ процентов.
Обучение в высших учебных заведениях платное, но для детей из неимущих семей существуют церковные и королевские стипендии. Исторически женщины получили возможность учиться в ВУЗах выше гимназии (в университетах) начиная с 1868 года; для удобства нашего модуля мы сдвинем эту дату на десять лет – на 1858 год. Таким образом игровые персонажи женского пола тоже смогут быть выпускницами университетов.
Самый крупный и известный университет в стране - уппсальский (основан в 1477 году, что делает его самым старым в Скандинавии и одним из старейших в мире вообще). Когда-то в нём учился и преподавал и Карл Линней, медик и естествоиспытатель, основоположник единой системы классификации растительного и животного мира, модифицированной версией которой пользуются учёные и поныне. Также известным студентом и преподавателем этого университета был Андерс Цельсий – астроном, геолог и метеоролог, создавший систему измерения температуры, которой мы пользуемся до сих пор. Главная ценность уппсальского университета – известная на весь мир своей коллекцией древних рукописей и манускриптов библиотека, именуемая Carolina Rediviva.
Второй университет в Швеции - лундский (основан в 1666 году). Его официальное название – Academia Carolina (в честь короля Швеции Карла X). Располагается в Лунде, маленьком городке недалеко от Мальмё, на юге Швеции (до второй половины XVI века это был датский город), недалеко от пролива, разделяющего Швецию и Данию.
Гендерный вопросНесмотря на наше стремление воссоздать атмосферу XIX века более-менее достоверно, в данном вопросе мы будем придерживаться той позиции, что все профессии возможны и доступны как мужчинам, так и женщинам. Тем не менее стереотип "женская доля - сидеть дома, кормить мужа и нянчить детей" всё ещё силён, и по этой причине наличие нетривиальной профессии у женского персонажа (например, морячка или священница) будет требовать особого обоснования в предыстории, а также предрасполагает к тому, чтобы игрок был(а) готов(а) к тому, что NPCs будут реагировать на её профессию, мягко выражаясь, с удивлением )))