Ганнезарская империя:Своим тысячелетним укладом империя обязана церкви бога-ваятеля Визар, который, если верить учению его служителей, создал людей и наделил их лучшими качествами всех горных пород и металлов: твердостью гранита, мягкостью глины, гибкостью железа и многими другими. А затем разделил их на сословия, среди которых высшее - наделенные искрой его дара творцы, ниже них - закованные в сталь воители, остальным же, будь они торговцами или пахарями, охотниками или рыболовами, была по замыслу Визар уготовлена мирная и спокойная жизнь в послушании двум высшим сословиям.
Вопрос же, кого считать подлинно наделенными искрой ваятеля, в Ганнезаре был решен давно и прочно - волшебников и никого другого. Только они по грандиозности своих творений могли приблизиться к создателю, творения же простых кузнецов и каменщиков - жалкие подобия, и стоять тем ниже закованных в артефактную броню латников. Такая трактовка визаритского учения нашла горячий отклик среди магократии других стран, а религиозный пыл ганнезарских магов-кузнецов в первые века становления веры породил одну из величайших школ оружейников и бронников - все вместе это позволило Ганнезару где миром, а где огнем и сталью подчинить себе соседей, и возвести новую империю.
К началу Катаклизма визаритская церковь почти исчезла, поскольку убеждение аристократии о своей приближенности к богу век за веком плавно перетекало во мнение, что они, чародеи, со всеми богами наравне и заслуживают никак не меньшего поклонения. Изначальная миссия суровых пастырей благородными домами империи стала восприниматься уже просто как вседозволенность в силу высоты происхождения. А развитие оружейного ремесла пресеклось вместе с пламенной верой в Визар, отправившегося в дальний угол гигантского пантеона, в котором наделенные магическим даром люди перемешались со множеством известных миру богов, согласно новой вере - закадычных друзей ганнезарской знати.
И пока старомодные латники охраняли дальние рубежи захваченных в период активной экспансии земель, среди близких к императорскому двору магов пошла мода на материализацию духов-инкарнатов из других измерений, которые по прежним представлениям были "темными демонами", а по нынешним - практически родней герцогов и маркграфов, с которой тем для поддержания нового статуса нужно было плотно общаться. Особенное предпочтение отдавалось разного толка инкарнатам порочных страстей, как их называли раньше - они составляли вельможам Ганнезара отличную компанию в их светских увлечениях.
Начало конца для империи ознаменовалось грохотом джелальских пушек, заставившем закружившихся в празднике жизни сильнейших ганнезарских волшебников обратить внимание на свои морские колонии, где многочисленная и вышколенная морская пехота республики проминала ряды зазнавшихся и утративших былую сноровку имперских латников. Политика же последних лет, сводившаяся к бездумной тирании приграничных маркграфов, бывших в своих владениях царями и богами и не особенно контролируемых императором, привела к тому, что местное население встречало вторгшихся республиканцев с распростертыми объятиями. И к моменту, когда в Ганнезаре было неторопливо собрано внушительное войско для опрокидывания джелальцев, в одряхлевшего имперского хищника уже вцепились и другие соседи, кусок за куском отгрызая приграничные земли.
Старый подход "бронированного кулака" переставал работать, и цвет магов Ганнезара решил усовершенствовать его при помощи освоенной инкарнации, вселяя вызванные сущности в боевых големов и приводя их к покорности путем ментального контроля. "Одержимые големы" сумели переломить ход событий на нескольких фронтах, но для отражения натиска со всех сторон их требовалось намного, намного больше. И в результате деятельности ганнезарских призывателей в ткани реальности возникало все больше и больше прорех, через которые в мир проникали уже совсем непрошеные гости.
Катаклизм вызвало создание имперскими магами Сердца Тысячи, куда были заключены души целой когорты демонов, связанных менталистами в одну упряжку для оживления Латника - монструозного стального голема, который благодаря энергии Сердца должен был сметать города парой взмахов ладонью. Таким Латник и вышел, и за свое недолгое существование даже успел оставить одни руины от центральных городов Джелаля, только Ганнезару это не особенно помогло. От манипуляций волшебников защищавший их родное измерение от вторженцев полог реальности превратился в решето, и в мир нахлынули духи всех мастей - Порядка и Хаоса, Огня и Воды, Света и Тьмы, и всевозможных смешений и разновидностей, - в своем стремлении здесь обосноваться и переделать мир под себя обреченные схлестнуться в битве, между делом грозившей уничтожить человечество и остальные разумные расы.
Ганнезар и его окрестности были превращены в пустыню армией инкарнатов, поскольку срочно возвращенный в столицу Латник оказался лишен Сердца Тысячи - артефакт забрал с собой один из управлявших големом магов-менталистов, скрывшийся в неизвестном направлении. А без столь мощного источника энергии Латник хоть и оставался одним из лучших творений ганнезарских мастеров, но против орды демонов долго не выстоял, равно как и не успевшие сбежать чародеи императорского двора.
Из переживших Катаклизм благородных домов Ганнезара известны два - обосновавшиеся на полуострове Алькан дом Серегилов и дом Коннахтов.
Республика Джелаль:Редкий пример страны, где волшебники не считались людьми первого сорта, а все остальные - второго, и где слова "академия магии" и "академия наук" не значили одно и то же. Поэтому, пока другие государства все силы вкладывали в развитие магического потенциала, в республике властвовал принцип "равного вклада", согласно которому каждый гражданин и патриот имеет равные с другими возможности в помощи Отечеству. Будь ты чародей, фабрикант, рабочий или солдат - Джелаль ждет от тебя, что ты приложишь все свои силы и весь свой ум ради его процветания, а не будешь стоять в стороне, глядя, как другие надрываются, возводя столпы республики!
Конечно же, обладатели магического дара и здесь чувствовали себя куда вольготнее, за каждой утопической речью стоял десяток военных или гражданских чиновников с их произволом и укоренившимся мнением, что уж они-то точно равнее других, а за каждым рассуждением о "равенстве умов" - десяток палок от унтер-офицера или фабричного надзирателя. Но и становление простых солдат маршалами, и становление простых рабочих инженерной бригады во главе кафедры конструкторики, где они били указкой по голове оживлявших стальные механизмы магов за допущенные ими ошибки, здесь случалось часто.
Джелальцы первыми стали широко применять пороховые ружья и паровые котлы, считавшиеся поначалу у магократических верхушек других стран ненадежными и ненужными заменителями обыкновенных огненных жезлов и волшебных сердечников для големов и других конструктов. И к тому времени, когда стало понятно, что не-магическая техника давит массовостью и дешевизной, республика уже правила морями, понемногу отвоевывала у виверн и грифонов воздух, и успешно проводила агрессивную экспансию, отнимая у прежних властителей мира важнейшие точки торговых путей.
Однако метрополия республики пала под первым и последним ударом ганнезарского Латника, оставившего на месте крупнейших ее городов лишь ровно утоптанное поле. В грянувшем затем Катаклизме джелальские колонии выживали сами по себе, и в одной из самых незначительных колоний - на полуострове Алькан, - республиканские войска по неведомой причине перешли под управление скромного торговца Люция Сореля.
Кабирийское царство:Государство на юге Альканского полуострова, которое вполне могло бы захватить всю его территорию и выбить не слишком прочно обосновавшихся в Алькане ганнезарцев и джелальцев... если бы Кабирия давно не погрузилась в самоизоляцию. Тысячи лет назад зародившаяся у истоков Великой Реки кабирийская цивилизация давно опередила в развитии всех старых соседей, и, перестав видеть нужду в порабощении этих варваров, закрыла границы и погрузилась в дальнейшее изучение магических тайн. Надо сказать, что не наделенное даром к волшебству население царства в плане достатка жило куда лучше, чем жители сражавшихся за мировое господство государств, но - практически на правах домашних животных у правящих чародеев. Простые люди для тех были по-своему забавными, во многом занимательными, но не представлявшими особенной ценности.
Об отсутствии у кабирийских чародеев жажды бесконечной власти и о наличии всецелой увлеченности своими волшебными игрушками говорит тот факт, что царевичи-близнецы Итаз и Беоргор не стали бороться между собой за трон, а попросту разделили страну на запад и восток, и с той поры вплоть до Катаклизма в Кабирии продолжалось двоецарствие.
Запад
Механика и чары, чары и механика. Чудеса магоинженерии позволили западным кабирийцам возводить свои белокаменные города у бушующего горного устья Великой реки, чьи потоки заводили созданные чародеями Воды и Порядка колеса, благодаря своей прочности способные выдержать и не такой напор. С помощью чистой механики верховные инженеры возводили сложнейшие конструкции, приводимые в движение с грохотом катящимися вниз речными водами, из родных гор же механические големы добывали больше ценных руд, чем все остальные альканские горняки вместе взятые. Среди них был и редкий металл аврихальк, чью прочность и способность отражать чары кабирийские маги не особенно ценили, предпочитая, напротив, работать с теми металлами, которые легко зачаровать.
Как несложно догадаться, западные цари увлеченно изучали те разделы магии, что способствовали строительству новых и новых машин, которые не смогли бы построить простые смертные. Обычным же людям в этом заводном царстве была отведена роль "игрушечных солдатиков" - многим западным чародеям нравилось вооружать их, муштровать, устраивать парады и потешные битвы, - или же иных развлекавших своих хозяев слуг.
Надо сказать, что даже потешные войска оказались очень кстати, когда с наступлением Катаклизма Западную Кабирию наводнила орда кочевников из далеких южных степей. Пригодились и заводные големы, и запылившиеся на полках древних библиотек манускрипты с формулами боевых ритуалов, но в конечном счете отчаянная и неотесанная злоба степняков пересилила ленивую и впервые за столетия ощутившую настоящий страх цивилизацию, и весь запад стал частью зародившегося кочевничьего Каганата.
Восток
У плодородных равнин на побережье Великой Реки простое население было в большей степени, чем на западе, предоставлено само себе, возделывая землю и милостью своих господ и творимой ими магии Жизни получая по три-четыре урожая в год.
Чародеи Восточной Кабирии отошли от своих западных братьев в сторону развития инкарнационной магии, как и ганнезарцы, воплощая для своего развлечения потусторонних существ и понемногу изучая возможность путешествия в другие миры, где обычный человек не смог бы выжить - но волшебник в теории мог бы посетить их под защитой чар.
Именно исследования кабирийцев востока во время Катаклизма позволили переместить Алькан в относительно безопасный по сравнению с иными мирами астрал, поскольку весь ужас ситуации со вторжением армий инкарнатов эти древние изоляционисты очень быстро осознали. До такой степени, что в Восточной Кабирии вскоре после этого перелета произошел кровавый переворот, в результате которого царь Худдан с наиболее близкими к нему магами были убиты, а к власти пришло Братство Ключа, взявшееся за уничтожение "опасных знаний" и истребление наиболее злостных призывателей - пока что лишь в родных землях.
Так или иначе, орда кочевников с одной стороны и ординаторы Братства - с другой уничтожили или похоронили большую часть достижений Кабирийского царства, а появившиеся на его останках два новых государства вряд ли будут на него похожи.