Страна
Гурояна представляет из себя холмистую равнину, обширную, но не слишком прлодородную. Общее население - около 1 млн. человек.
80% населения составляют хоббиты. И хотя они ведут оседлый, земледельческий образ жизни, но в отличии от своих забитых сородичей из других частей Сулы, хоббиты Гурояны - совсем другое дело. Они живут в крупных, часто хорошо укрепленных деревнях, с собственными старейшинами и самоуправлением, и при случае вполне могут постоять за себя. Говорят на собственном, хоббитском языке, но с обильными заимствованиями из эльфийского. Почитают в общем-то тех же богов, что и эльфы, но с некоторыми изменениями, о которых будет сказано ниже.
Кочевники, или как они сами себя называют "люди табо" - соль земли Гурояны. В своих повозках с большими колесами и высоким бортами, они медленно кочуют по равнине, делая по пути длинные остановки. Живут во-первых разведением торо, во-вторых охотой (которая, как и война, считается главным мужским занятием), а в-третьих сбором дани и торговлей с хббитами. Численность табо составляет примерно 170 тысяч. Несмотря на явные следы смешения - темную кожу и преимущественно круглые уши, считают себя эльфами. Говорят на несколько упрощенном диалекте рунамуниры с заимствованиями из хоббитских.
Люди табо разделяются на таборы. которые в свою очередь бывают большие и малые. Малый табор - это собственно, кочевье, в среднем около сотни человек и десятка повозок. Большой табор - объединение нескольких малых, связанных общим родством. Во главе табора стоит вождь, вождь малого табора зовется малым вождем, большого - соответственно, большим. титул вождя передается по наследству, но с нюансом. Дело в том, что все малые вожди считаются сыновьями большого, даже если ими и не являются. Малым вождем может стать не только сын (хотя обычно это именно они или братья боьшого вождя), но и любой охотник, достойно себя проявивший и снискавший уважение. В этом случае он просто усыновляется, со всеми правами - в том числе и претендовать на место вождя большого табора, в случае его смерти.
Отношения табо с хоббитами. Конечно, табо - хозяева этой земли, но и хоббиты, как уже говорилось, могут за себя постоять, так что отношения у них складываются, скорее уважительные и взаимовыгодные. Конечно, хоббиты платят дань, но эта дань обсталяется не как выплата побежденных победителям, а как "подарок" уважаемым гостям, заглянувшим в деревню. Этот "подарок" достаточно скромен и составляет примерно 1/5 от урожая деревни. Ну, и дополнительно есть некий доход от торговли - продают изделия из кожи и кости, яйца и мясо торо, различные городские изделия. Покупают продовольствие, ткани и керамику. Еще к вождю табора могут обратиться с просьбой рассудить какой-нибудь спор, за это тоже полагается плата.
Вообще, о гостях и подарках стоит сказать особое слово. Закон гостеприимства - свят, гость - неприкосновенен. Если ему в чем-либо отказали, то это вполне может быть причиной для обиды и последующей мести. Правда, при этом полагается все-таки сначала обратиться к жрецам или к авторитетному вождю. что бы уж окончательно удостовериться - было оскорбление, или все-таки показалось.
Что касается подарков, то их табо дарят много, часто и охотно. Дело в том, что кочевая культура не располагает к излишнему накопительству - с собой много не увезешь. Поэтому, если в руки к табо попадает вещь, в хозяйстве не особо нужная, и к продаже не предназначенная, то он быстро ее кому-нибудь подарит. А тот, в свою очередь, передарит ее кому-нибудь еще, и в конце-концов, вещь обычно оседает в жреческих кладовых. С такими воззрениями связан еще один парадокс: вожди табо, которым полагается демонстрировать аскетичность и щедрость еще больше, чем обычным воинам, часто одеваются и выглядят скромнее своего окружения. И это считается хорошим знаком - значит не жадный, не обидит при разделе добычи, за таким человеком воины пойдут.
О религии
Основных богов у таро трое, точнее два бога и одна богиня.
Самый почитаемый - Асаталэ, бог света, солнца и воинской доблести, правитель верхнего мира. Изображается высоким мужчиной с незаживающей раной на левой груди - по легенде он вырезал себе сердце, что бы создать из него солнце, а из капель его крови родилось все живое на земле. Черты лица Асаталэ при этом либо не рисуются, либо изображаются смазано и схематично - считается, что его лик слишком ослепителен, что бы его можно было передать.
Сын Асалатэ от смертной женщины - Якунтано, считается прародителем табо. Изобрел колесо и повозку, приручил торо, научил поклоняться богам и завещал обычаи, в общем сделал табо теми, кто они есть. Ему поклоняются наравне с его отцом, как богу мудрости, поэзии, дипломатии и всех прочих искусств и ремесел. Считается покровителем вождей. Изображается человеком с головой хищного завра - результат проклятия при рождении.
Эриадина - сестра Асалатэ, богиня луны, воды и облаков, покровительница женщин. У нее много обликов и изображается она по-разному, но обычно либо как красивая девушка, либо как зрелая женщина-мать, иногда - как умудренная опытом старуха. Cчитается, что в полнолуние она предстает в облике прекрасной девы, потом в течении лунного месяца стареет, скрывая свой лик за черным обсидиановым зеркалом, которое всегда носит с собой. Ей известны многие тайны, судьбы людей. За предсказаниями обращаются именно к ее жрецам. У Эриадины есть четыре сына-ветра.
Куроману - брат и вечный соперник Асалатэ, повелитель нижнего мира, бог тьмы, земли и всего, что с ней связано, владыка завров, чудовищ и всяческих гадов. В мифологии табо противопоставляется Асалатэ, вечно стремясь навредить, разрушить и извратить все, что тот создает. Но поклоняются и ему - больше из страха, но также признавая искусность его жрецов не только в проклятьях и изготовлении ядов, но также и лекарском ремесле и приготовлении лекарств. Изображается Куроману в виде гигантской змеи с человеческим лицом.
Про загробную жизнь табо могут поведать следущее: если мужчина погиб на поле боя или на охоте, либо после смерти был предан огненному погребению, лиюо покончил жизнь самоубийством, то он попадает в царство лучезарного Асалатэ. В противном случае, или если он опозорил себя преступлениями и несоблюдением обычаев, то он отправляется в нижний мир Куроману, и тут уже ничего хорошего ждать не приходится. Женщины в любом случае попадают к своей покровительнице Эриадине, если только женщина не собирается разделить загробную жизнь со своим мужем. В этом случае стоит предать огненному погребению также и ее, тогда она сможет встретить возлюбленного в верхнем мире.
Стоит отметить отличия в религиозной картине мира у табо и хоббитах. Хотя они поклоняются одним и тем же богам, но у табо достаточно четко выражен дуализм и противопоставление Асалатэ-Куроману. Хоббиты же считают троицу Асалатэ, Куроману и Эриадина одинаково благими создателями мира. Куроману при этом, как бог земли и плодородия пользуется у земледельцев-хоббитов чуть ли не большим почетом, чем Асалатэ. Также у них нет обычая кремации, своих покойников они хоронят в земле.
Города
Ну, и осталось рассказать о городах. Города Гурояны производят странное впечатление: величественные ступенчатые пирамиды из камня, дворцы, широкие прямые улицы улицы - и при этом крайне мало людей. Действительно, города выполняют в основном ритуальные функции (поэтому табо их даже называют "святыми городами") и постоянно проживают в них около 30 000 человек. Всего городов 3 - по количеству богов и названы в их честь. Самый большой, по сути столица Гурояны, это Асалатэ-канэ (~ 17 000 человек), затем идут Эриадин-канэ (13 000) и Куроману-канэ (7 000).
С соответствии с их религиозным значением, городами управляют жрецы -отдельная каста, состоящая из чистокровных эльфов. Соответственно, их число невелико, всего около 6000 на всю Гурояну. Жрецы пользуются огромным уважением и неприкосновенностью, к ним могут обратиться за советом или разрешением спора. Но при этом, табо считают, что командовать людьми должен все-таки вождь, а не жрец, им уготована роль советчиков, магов, но не лидеров. Этакие брахманы.
Оставшиеся горожане - это ремесленники,строители и жреческие слуги. Тут нужно отметить вопрос рабства. Дело в том, что в Гурояне торговать людьми не принято, то есть классического рабства здесь нет. Тем не менее различные формы личной зависимости присутствую - например те же горожане-плебеи, в отличии от кочевников табо и хоббитов-пейзан ограничены в свободе. Они не могут покидать города и должны выполнять приказы жрецов. Также в таборах можно встретить взятых в набегах на другие страны пленников и наложниц. Но их немного (в том числе и по той причине, что крупных набегов давно не было) и обладают достаточно большой по сравнению с свободой - скорее слуги, чем рабы. В том числе и потому, что если пленник проявит себя, то вполне может быть принят в племя на как равноправный табо - прецеденты были. Других же табо в рабство не обращают, так как любой нормальный мужчина предпочтет покончить жизнь самоубийством судьбе слуги. Ведь первое гарантирует хорошую загробную жизнь, а вот слугам на огненное погребение надеяться нечего... Поэтому если после битвы между двумя таборами остаются пленники, то их либо сразу казнят, либо держат в плену до выкупа, но на положении не раба, а "гостя". Ну, могут еще предложить присоединиться к победившему табору, либо вовсе отпустить, взяв для верности клятву не сражаться вновь.
У городов есть и другие функции, кроме религиозных и производства товаров. Во-первых города служат местом встреч для табо, когда вожди могут встретиться на нейтральной территории и обсудить свои дела. В святых городах запрещено проливать любую кровь, кроме жертвенной, поэтому попытка насилия карается быстро и жестоко. Это подводит нас ко второй функции - убежища для тех, чей род был истреблен или кто скрывается от кровной мести. Сейчас это уже не так актуально, а вот во времена междоусобиц - еще как. Третья функция - образовательная. Да, табо полагают образование необходимостью для свободного человека. Поэтому все дети табо проводят пару лет в городах, где обучаются поэзии и истории, основам грамоты и арифметики.
Четвертая функция городов - они выступают в роли кладовых и сокровищниц. Как я уже упоминал, табо охотно и много дарят подарки, а жрецам дарят особенно много и особенно охотно. В результате большая часть захваченных вещей и значительная часть продовольствия оказывается в жреческих кладовых. Но нельзя забывать, что все эти богатства рассматриваются не как личная собственность жрецов, а как достояние всей Гурояны, которое будет использование, если случится какое-то бедствие. Жрецы - это управляющие, а не владельцы.
Вот такая она, Гурояна.