Сожжение Фракии | ходы игроков | Вместо матчасти

 
DungeonMaster Магистр
29.04.2022 05:36
  =  
Язычество в Республике
Это репост моей статьи из Лимеса для тех, кто выберет Римлянина/Эллина

Прошлая статья получилась огромной стеной плохо структурированного текста. На этот раз всё будет проще. Никаких здоровенных исторических хроник со времён неолита, минимум лирических отступлений, обойдёмся и без подробного перечисления богов и духов...

В центре этой статьи единственный вопрос — как достоверно отыграть персонажа-язычника. Начать я постараюсь с десятка коротких (или не очень) и важных (на этот раз очень) советов. Советы эти касаются только персонажей, исповедующих греческое или римское язычество. Прочие типы здесь не рассматриваются.


1. Первое и самое главное отличие. Молятся всегда вслух и публично, желательно в специальном месте.

Как ни странно именно этот пункт сложно понять нам, современным и выросшим в глубоко христианской культуре, людям. Молитва у нас ассоциируется с чем-то индивидуальным и внутренним, что можно произносить мысленно, как бы разговаривая с Богом. У римлян-язычников всё было вообще не так. Вот буквально на 180 градусов.
Люди античности в этом смысле были намного более "ответственными" — каждое взаимодействие с богами касается не только самого человека, но и его семьи, друзей, общины, города, страны. Вот почему если человек заперся в тайной комнате и что-то тихо шепчет себе под нос, с точки зрения среднего язычника, он пытается наслать на кого-то порчу или занимается иным типом колдовства. Потому что если ничего плохого не просит, то зачем прячется?
Религия — дело общественное.

Вдобавок, языческие боги — не всеведущие телепаты, обладающие связью с душой каждого человека. Чтобы они Вас услышали, им надо что-то сказать.
Потому молитесь вслух и громко.
Помните, что Ваша молитва — не индивидуальное дело, окружающие могут (и это хороший тон) присоединиться к ней.

Молиться в теории можно где угодно, но на практике лучше это делать возле храма. Почему? См. пункт 2.

2. Второе отличие. Боги ничего не дают просто так

Важно понимать, что языческие боги не всеблаги — у них есть характеры, отнюдь не исчерпывающиеся общей любовью ко всему живому. Единственное, что им точно не безразлично, это жертвоприношение, по гречески — калокагатия, на латыни сакрифиция. Жертвоприношения язычники приносят часто — буквально на каждый праздник от "собрались с друзьями на обед" до "родился ребёнок/свадьба/похороны/посещение могилы". Собрались на войну? Жертвоприношение. Предстоит битва? Аналогично. Вернулись с войны? Ну, вы поняли.

Допустим, Вам нужно получить помощь богов, и вы не подложили соломки принеся жертву заранее. Тогда жертвоприношение можно обещать. В духе "пусть я выберусь из этой битвы живым, Афина, тогда по возвращении домой я принесу тебе в жертву двух быков".
У человека христианской культуры такой подход вызывает подсознательный ужас, но для язычника совершенно в порядке вещей что обращаются к богам с вполне конкретной целью — обычно что-то у них попросить.
"Я даю чтобы ты дал" — эта максима работает в обе стороны.

При этом жертвоприношение — не обязательно кровища. Для самого простого жертвоприношения достаточно вылить на алтарь воду, вино, масло, молоко или мёд. Сжечь можно не только животное, но и, например, фрукты или пирожки.
Просто животное это самый топчик. В иерархии жертвенных зверей круче всего корова, затем овца или коза. Поросёнка приносят в жертву только ради очищения, и не режут, а производят холокост — то есть сжигают мясо целиком, без последующей трапезы, да ещё и поливают себя кровью для очищения.
Смысл холокоста — "мы настолько где-то облажались, что совсем не оставляем себе мяса, всё богам".
Обычно ограничиваются тисией — частичным сожжением с последующим банкетом.

Из-за того что молятся не "просто так, за всё хорошее", а при жертвоприношении или давая обет совершить таковое (можно впрочем обещать и например построить богу храм, это круче) — молятся обычно в домашнем святилище если жертвоприношение священное или возле храма, если публичное.

3. Третье отличие. Отчасти повтор первого. Религия — дело общественное

Если вы задумали принести жертву богам, то вы не идёте в храм в соло.
Для людей древности жертвоприношение — это что-то важное, всегда праздник.
Он может быть семейным — в основном в богатых семьях, где есть домашние алтари. Но чаще — общественный.
Поэтому перед принесением жертвы возле храма (ни в коем случае не в самом храме) следует понять, кому именно вы приносите жертву (богам приносят в жертву самцов, а богиням самок), договориться со жрецом, позвать музыкантов, украсить жертвенное животное, оповестить знакомых, что собираетесь принести жертву...
В решающий момент у вас получится целая процессия, под музыку торжественно идущая к храму и поющая гимны. При этом знать получит почётные места.
Добравшись до алтаря надо вслух и громко произнести молитву.
А когда само жертвоприношение закончится (у римлян это делает жрец, у эллинов глава процессии) — следует праздничный ужин.

4. Всем плевать во что и кто верит

Для язычника догматы веры глубоко вторичны. Самое главное — участие в общих ритуалах, потому что эти ритуалы поддерживают благо общины, города, народа, Республики и прочее. Отказ в них участвовать — может навлечь беду на всех. Такой вот коллективизм — отказался участвовать в процессии один, а прилетит всему городу.

Вера — это в первую очередь внешнее, а не внутреннее дело. На мысли человека всем плевать. Поэтому вы нигде не найдёте у язычников какого-либо общеобязательного "изложения веры", зато отыщете массу локальных мифов и интерпретаций, местных божков и откровенное сектантство.

Вы можете придумать себе собственного бога и поклоняться ему. Можете считать его верховным или даже "пантеем" — единственным.

Любые идеи вторичны перед внешней обрядностью, как бы заново подтверждающей договор между определённой массой людей и их божеством.

5. От вас не требуется моральная безупречность, но требуется внешнее достоинство

Ксенофонт как-то написал: "Достоинство человека видишь в том, чтобы друзьям делать больше добра, а врагам больше зла". Для язычника нет абсолютно никакой проблемы в том, что у человека могут быть враги, и он даже может сделать им гадость. Нет проблемы и в том, чтобы желать, например, славы, похвал или высоких должностей.
Роль "дурного" выполняют "недостойные поступки".
Здесь важнее всего понять — недостойно то, что ВЫГЛЯДИТ недостойно. Внешнее опять же важнее чем внутреннее, всем плевать, чем именно Вы руководствовались.
Выгнали мать из дома? Бесполезно рассказывать какой она была сукой и как погубила Вам всю жизнь.
Отказались участвовать в жертвенной процессии вашего друга? Плевать, что Вы вообще-то благочестивы и чтите богов, вы нанесли ему личное оскорбление.

Абсолютно не важно виновны Вы или нет — важны исключительно последствия действий. Например поэтому в римском праве намеренное убийство от случайного отличают не по мотиву, а потому, было ли использовано оружие. Схватились за нож? Убийца.
Даже если жертва выжила и вообще вы её просто попугать хотели, одну руку поранили и ничего такого.

Это очень, очень важно понять.
Всем плевать какой Вы, о чем думаете, во что верите — но у любого вашего действия могут быть последствия, которые касаются всех.

6. Традиции — это круто!
У римлян-язычников есть одно центральное понятие в центре этики.
На латыни оно звучит как "mos maiorum" — "обычай предков".
Напомню, что римское язычество буквально основано на культе предков. Смысл в том, что человек должен быть достоин своих предков, а достоинство (dignitas) измеряется через четыре вспомогательных понятия.
Первое это pietas — нравственное качество, побуждающее человека выполнять долг перед страной, городом, родителями, богами...
Второе это fides — надёжность. Насколько на человека можно положиться.
Третье — cultus — строгое следование обрядам религии.
Четвёртое — gravitas — умение владеть собой, хранить невозмутимый вид в любой ситуации.

Тот, кто строго исполняет свой долг, надёжен, следует обрядам и владеет собой, тот считается достойным человеком.

7. Происхождение — это всё!

Следствие предыдущего. Предки для язычника это не просто "славный род", это что-то вроде человеческого капитала, помогающего потомку из загробной жизни. На их могилах отправляется семейный культ, глубоко связанный с верой римлян в то, что самые достойные из предков (манов), становятся духами-покровителями семьи (ларами). Забросивший жертвоприношения своим предкам будет проклят.
Поэтому нормальный римский язычник желая узнать человека, первым делом расспросит о его предках.

Потому для римлянина-язычника нет абсолютно никакого противоречия в том, что при совершенно неприятном как личность императоре, вроде Нерона, Империя ведёт успешные войны.

Связка "аморальный правитель — бедствия для государства" глубоко христианская. Для римлян она не несёт этической нагрузки.

8. Мужская нагота это прекрасно. Женская — не очень
Для язычников человеческое тело это нечто совершенное, в их представлении совершенная душа и попадает в совершенный сосуд, и наоборот, уродство внешнее является проявлением уродства внутреннего.
Потому нет абсолютно ничего дурного в том, чтобы лицезреть или демонстрировать наготу... Мужчинам. В изображении мужского полового органа нет ничего неприличного, это символ плодородия, потому изображения обнаженных мужиков можно найти повсюду.
А вот к женским достоинствам относятся скромность и стыдливость. Даже спортом женщины занимаются "в бикини".
Большинство обнаженных женских статуй даже одевали. А вот мужские не всегда.
Римлянки-язычницы, впрочем, на этические запреты клали тот-самый символ плодородия. В нашу эпоху была сеть очень громких процессов когда жён сенаторов казнили за прелюбодеяние — и для современников-язычников это смотрелось диковато.

Ограничения впрочем были. Например взаимно оголяться друг перед другом не могут отец и взрослые сыновья, тесть и зять (это касается в первую очередь бани). Вообще показаться перед свободным человеком нагишом, например, на улице — это аморально. Вдвойне если речь о женщине.

Эротические предпочтения для язычников — дело вкуса. Причём даже в христианскую эпоху язычники в течение долгого срока не изменяли себе.

9. Жрецы знают как правильно — или нафиг не нужны

Как уже говорилось, но на всякий случай лучше повторить — эллинам жрецы не были нужны для жертвоприношений вообще.
Равно как и римлянин частные жертвоприношения в домашнем святилище приносит сам.
Профессиональное жречество — явление сугубо римское.
Смысл в том, что римский язычник уже в среднем не заучивал гимны богам — их за него читал понтифик, а члены жертвенной процессии при этом целовали ему руки. Жрецы же совершали гадания и вообще делали всё "по науке".
1

DungeonMaster Магистр
29.04.2022 05:39
  =  
Сарматы:

Это репост моей статьи из Лимеса для выбравшего сармата. В принципе оно не сильно изменится за четыреста лет.

Первое, что нужно запомнить о сарматах — такого народа нет, как в строгом смысле нет таких народов как германцы, пикты или берберы. Просто римляне любили объединять варваров, живущих плюс-минус в одном направлении, говорящих на одном языке и похожих друг с другом обычаями, единым термином. Таков термин Сарматия, объединяющий земли от Сарматских гор (Карпаты) до Венедского залива (совр. Балтийское море) в Европе и до реки Танаис (совр. Дон) на востоке.
Также Сарматией называют от Дона до Прикаспийских степей.

Соответственно сарматы это и языги — западные соседи тервингов, и роксоланы, кочующих в приазовских степях, и, собственно, аланы, кочующие от реки Танаис (Дон) до самого Каспия. Есть и другие племена, исторические типа аорсов (на наш период они вымерли), либо более мелкие, но чтобы не путаться, давайте запомним три основных.

Говорят они все на родственных языках, предках современного осетинского. Кстати, этот язык активно сохранился в топонимике. Названия рек Дон, Днепр, Днестр и Дунай например сарматские, от danu — вода. Древние версии этих названий звучали скорее как Дана, Данапер, Данастыр и Данавий, но, опять же, по избежание путаницы можно использовать и современные, более поздние названия. На всякий случай вот более "правильные" для римлян греческие аналоги — Танаис, Борисфен, Тира и Истр.
А ещё в XVIII веке многие исследователи типа Ломоносова и Татищева всерьёз выводили от сарматского Roxs (Светлый) название Россия, но вот это уже чистой воды фолк-хистори, современная историческая наука эту теорию давно опровергла. Я это упомянул только чтобы тала ясна логика названия Роксоланы (Светлые Аланы).

Политика

Что нужно знать о сарматах. Прежде всего они кочевники, что серьёзно затрудняет определение границ их проживания. Например я говорю "аланы живут на Дону", но аланы внезапно могли объявиться и в римской Паннонии (нын. Венгрия) и в Сасанидской Персии (нын. Иран, Ирак и вообще все государства того региона). Причём кочевники они в отличие от гуннов, вроде как имеющих общего главного — Тархана, совершенно децентрализованные, то есть если часть народа где-то объявилась, это ещё не значит, что весь народ туда мигрировал.

Единственная и самая крупная форма объединения — своеобразный племенной союз, когда одно племя бьет морды группе других племён и те признают вождя этого племени царём (лат. Rex). При этом вождей крупных племен служащих царю римляне называли Regales, а совсем мелких — Subreguli. Оригинальные сарматские наименования я к сожалению не нашёл, так что даже не знаю делили ли сами сарматы вождей на какие-либо категории, или это исключительно фишка римских наблюдателей — разве что по некоторым источникам вождей всех уровней вроде как по заимствованию из Колхиды называли Скептухами (Скипетроносцами).

В отличие от готов у которых очень мощная система сословного деления общества вплоть до металла из которого отливается кольцо, все сарматы считаются равными. При этом конечно у них есть крутые семьи, которые владеют большими табунами лошадей и стадами овец, но номинально — полное равенство. Собственно оно и логично — ведь сарматы живут в шатрах, а имущество перевозят в кибитках. У слабого рода условно пять шатров и сто овец, у сильного пятьдесят и тысяча, но разница исключительно в количестве. У племен очень широкая автономия, кроме выплаты дани вождю рангом выше и похода с ним на войну, племя собственно ничего и не должно. Вождь любого уровня это и военный предводитель и главный судья — но вот в отличие от дохристианских готов, не верховный жрец. Жречество у сарматов — женская фишка, но об этом подробнее в разделе про культуру.

Ещё у сарматов военная демократия — вожди племен избираются на мужском сходе. Важно понимать, что сход это исключительно племенная штука, то есть племена служащие главному по большому счёту неполноценные члены общества, права голоса в выборе главного вождя у них нет – зато и в то как они выбирают своих Subreguli никто не лезет.
Более того — каждое племя может спокойно ходить на войну или в набег не спросив главного вождя. Остальные племена за своих ответственности не несут. При этом собрать армию очень просто. Достаточно кинуть клич по степи — первыми придут конечно родные, а за ними каждый кто захочет. Чтобы присоединиться к войску достаточно кинуть камень в большую кучу на месте сбора. Кстати, потом сосчитав эти камни скептух поймёт сколько у него солдат.

Дань для кочевника — способ существования, поэтому ей облагались не только зависимые сарматские племена, но и все, кому не повезло жить на землях, где кочует скептух. В набеги зависимых несарматов обычно не звали, потому что чаще всего эти племена были оседлыми и воевали пешими. Число зависимых от каждого племени племен несарматов вероятно втрое превышает численность самого сарматского племени. Римляне такое несарматских население платящее сарматам дань называли "сарматами-лимигантами" и долго не могли разобраться кто же это такие. Отсюда часто встречающиеся сведения о "поселении из десяти тысяч сарматских рабов" — рабами лимиганты конечно не были, но вероятно кочевники и правда творили со своими данниками что хотели. Курица не птица, лимигант не человек — и все такое.

Ходят в набеги они часто и не только по экономическим соображениям, но и по религиозным — пока юноша не сходил на войну и не убил врага, он не считается мужиком, не может жениться и носить оружие. Причём судя по всему по крайней мере в некоторых племенах та же инициация действует и для девушек. Женщины ходят на войну часто — они составляют где-то пятую часть сарматского войска. А узнали это историки потому что пятая часть всех погребений сарматских воинов (понять это можно по тому что погребение с оружием) — женские. Тем не менее воительницы вероятно все же составляли меньшинство от общего состава войска, потому что лишь 10% всех могил сарматских женщин — могилы воительниц.
Связано это с тем, что по обычаю когда женщина выходит замуж, она перестаёт скакать верхом — с исключением лишь для всеобщих походов, в этом случае замужняя женщина снова берет оружие.
Ещё одно исключение, когда замужняя женщина идёт на войну пошедшее ещё со скифских времён — месть.
Если мужчин убили на войне, их жены по понятиям должны собраться в отряд и пойти мстить. Кстати, по мнению современных исследователей именно так возник миф об амазонках — греков, а позднее римлян, сильно поражали отряды целиком из женщин)))
Вооружали воительниц в основном луками и арканами. Мечи у них тоже были, но в основном акинаки, а у сарматов это ритуальное оружие.
И кстати, девочек учили владеть оружием независимо от того, собираются они воевать или нет. Связано это с особенностями кочевой жизни когда ушедшие в набег мужчины выступали почти приглашением для соседнего племени "пограбь наш лагерь". В таких случаях сарматки должны были быть способны на пропорциональный ответный удар. А поскольку у сарматов ещё и полигамия (мужчине можно брать нескольких жён) то ситуация и вовсе приобретала полный сюр — только представьте себе сюжет модуля "Аланский гарем против гуннов!"

Однако, в наше время традиция воительниц постепенно угасает. Связано это с двумя трендами — влиянием германцев и влиянием христианства. Уже в V веке сведения об особом положении женщин у аланов становятся единичными.

Противоречивы сведения о наличии или отсутствии у сарматов рабов. С одной стороны есть упоминания шока, который испытывали аланы когда видели рабов в Риме. С другой есть упоминания целых "поселений рабов" или даже "народов рабов" (правда тоже римских наблюдателей). Вероятно рабства у самих сарматов все же не было, но и любого оседлого человека воспринимали как не совсем человека — у него можно забрать что хочешь, побить, может даже убить. Потому римлянам и казалось что все оседлое население под властью сарматских царей это рабы.

Армия:

Армии аланов целиком конные и очень большие. Почти все известные нам орды насчитывали более тысячи всадников, так что даже если счесть цифры в тридцать-сорок тысяч конников преувеличением, получится всё равно очень много.
Пехота встречалась либо в приграничных войнах либо в оборонительных и набиралась из зависимых несарматских племен, которые платили дань. Для сармата воевать пешим это позор, да и вообще воину лучше не ходить по земле ногами. Хуже только землю обрабатывать, "пахарь" — это самое жёсткое сарматское оскорбление.

В битве конное войско делится на центр и два фланга, которые получают по командующему от собравшего поход скептуха, но наступает каждое племя своим отрядом. С этим связана слабость сарматской военной организации, тактика там сводится к "в каком направлении наступаем/отступаем". Сигналы подавали вероятно дружно подражая крикам зверей — отряд подхватывал крик командира чтобы его было слышно. Поэтому у римлян одной из отличительный черт сарматов считался "звериный рёв".

Кстати из-за такой особенности военной организации, сарматские катафракты уступали таковым у римлян и персов — они не действовали как род войск. Просто самые богатые сарматы могли позволить себе доспехи. Отчасти этот минус, когда катафракт бился в окружении легковооружённых конников, а не других каткфрактов преодолевала военная доктрина. Место вождя-каткфракта — всегда перед теми, кого он ведёт. В большой битве это означало что "первой волной" всегда катились именно катафракты. Волной — потому что построения линиями как регулярные армии, сарматы видимо не знали, как и вообще тактики совместных перестроений. Зато в конном бою один на один сарматам равных не было — сарматский всадник владел луком, дротиком, мечом, арканом и двуручной пикой с равным умением. Особо знаменито то, что всех сарматов учили владеть оружием обеими руками, меняя руку в зависимости от того, с какой стороны противник.
Национальное оружие — 2.5 - 3.5 метровая двуручная пика. Авторы единогласно пишут что у сарматов самые длинные копья и держат их двумя руками у колена, прижав к ноге. При это сарматы управляли конём только ногами, бросив узду — причём правая нога чуть вставлялась вперёд, а левая сгибалась в колене. В случае если надо достать упавшего противника, хват менялся — одна рука у основания древка, другая за середину. При этом авторы описывали какую-то особую технику вращения пики и то, что для её выполнения длина пики должна быть такой, чтобы та не касалась земли при обороте.

Традиционный сарматский лук скифского типа.
Стрела до 60 сантиметров длиной, трехлопастная, с жальцами. Есть оперение, обычно красное как и колчан. Иногда стрелы смазывали ядом. В цилиндрический колчан их укладывают наконечниками вниз.
В IV веке сарматы начинают использовать полутораметровый композитный ассиметричный гуннский лук. Из него стреляют 80-сантиметровыми стрелами с большими наконечниками, которые в колчан укладывают наконечниками вверх чтобы иметь возможность выбрать стрелу по типу наконечника.

Доспехи сарматских катафрактов чешуйчатые или ламеллярные. Есть защитное снаряжение и у коней, но это уже исключительно прерогатива вождей, ибо очень дорого.

Большая часть воинов сражается без доспехов вовсе.

Важно понимать, война для сарматов это не социальная практика, а буквально образ жизни. Они всегда с кем-то воюют. Не с чужаками, так с соседом. Само понятие "мир" они видимо не очень понимают, а традицию объявлять войну считают полным бредом. При этом воевать они предпочитают зимой, когда лежит снег. Причины в том что у них очень плохо с переправами через реки, а римляне зимой обычно отправляли армию на зимние квартиры. Плюс зимой нет травы, а значит мужчины не заняты выпасом и перегоном скота — можно было отогнать скот в специально оборудованные стойбища у ближайшего моря и заняться войной.
Вообще общая практика — осенью откочевывать к морю или в горные низины, а весной в степи.
Поэтому кстати вам дали Аспурга. Опасаются столкновения с не успевшими уйти от моря сарматами, для которых март — самый тяжёлый месяц, когда кони отощали после зимы.

Запомните, если видите сарматов и хотите вести переговоры, кричать надо слово "Зирин" (золото). Это означает что вы обещаете им деньги. В таком случае с вами обычно поговорят.
На вас нападут они скорее всего ночью или на рассвете. Всех мужчин убьют за редкими исключениями (когда возможен выкуп), женщин возьмут наложницами. При этом они будут кричать Marha Marha!— это буквально значит "Убивайте!" Просто Marha — "Убить".

В случае поражения сарматы выдают знатных заложников. Но — интересный факт — мир они заключают от имени одного из оседлых народов служащих племени.

Есть теория об использовании аланами боевых псов, получивших название "аланской породы" или просто аланов. Такая порода охотничьих собак видимо и правда была, её использовали для кабаньей охоты. Но вот в набеги псов точно не брали, хотя не исключено что при пограничных конфликтах псы могли сопровождать всадника как на охоте.

Культура

Сарматская религия это очень сложный сплав разнородных традиций. С одной стороны у них есть общеномадское представление о Вечном Синем Небе как начале мира и о природе как о благом начале этого мира. Деление космоса трехчастное — верхний мир, земной мир и нижний мир. Верхний мир населён добрыми духами, земной мир добрыми и злыми, нижний скорее злыми. Вечное Синее Небо посылает "Фарну" — благодать, обычно изображаемую в образе барана. Баран для сарматов это символ плодородия.
С этой космологией связан всеобщий обычай татуировки мужчин. Татуировки делаются не для забавы или престижа, а на одни и те же сюжеты для защиты от духов. На ногах делают татуировки рыб для защиты от духов нижнего мира, на руках и груди — зверей, для защиты от духов земного.
Иногда татуируются даже дети, но только мальчики.
Татуировки наносят с помощью сажи, они синеют со временем.
Ещё один интересный, но уже сугубо добровольно-эстетический обычай — бинтование детям головы, чтобы та приобрела вытянутую форму. Сарматы считают это красивым — и даже некой отличительной чертой по настоящему крутого воина.

С другой стороны у сарматов есть боги. Нам известно только одно сарматское божество — Марх, солнечный бог. Само имя вероятно представляет себе искажение имени Ахура Мазды — персидского солярного бога. О Мархе достаточно знать что от его имени образован глагол Marha — убивать. Это бог войны и оружия.
Помимо солнца, символом Марха является молния (он ещё и бог-громовержец, например, начавшаяся гроза считается дурным знаком для битвы) и меч. Особенно меч.
Широко известен обряд сарматской молитвы — на коленях, на воткнутом в землю мече (что одновременно отпугивает злых духов и делается чтобы в других мирах тебя услышали). Обычно для этого используется культовое оружие — акинак, у сарматов уже почти не использующийся как боевой.
Но в походных условиях для молитвы сойдёт и боевая спата, хотя молитвенные акинаки носят с собой повсюду даже женщины. Акинак для сармата это символ смерти, потому его же используют при ритуальных убийствах.
Марх видимо главное божество потому что только ему приносят в жертву лошадей — главное животное для кочевников, пояса убитых врагов (пояс - символ знатности), а иногда и людей. Человеческие жертвоприношения мечу связаны с представлением, что акинак нужно кормить кровью.
Причём в идеале жертвоприношение должна приносить женщина. Вообще старшая женщина в семье это семейная жрица.
Римляне отождествляют Марха с Марсом.

Самая священная, нерушимая клятва даётся на обнаженном и устремлённом в небо акинаке: "На мече и под небом". Такие клятвы нужно соблюдать. Остальные не котируются.
Активно используется гадание по ивовым прутьям.

Наконец, третья форма сарматского язычества — культ предков. Помимо довольно чёткого похоронного ритуала — в курганах, головой на юг — он выражается в создании антропоморфных изваяний предков, причём предкам иногда вырезают даже акинак и колчан со стрелами на поясе (акинак, колчан и пояс — атрибуты воина). Причём чтобы попасть в ряды предков надо обязательно умереть насильственной смертью, в идеале в бою — иначе никакого верхнего мира и загробной жизни. Поэтому сарматы практикуют ритуальное убийство родителей детьми тем же акинаком. Сын убивает отца, дочь убивает мать.
В случае с мужчинами 60% умирали насильственной смертью. С женщинами процент ниже так что вероятно матерей убивали реже.

Изображения предков ставят не обязательно в каких-то культовых местах, обычно это скорее обозначение "наш род здесь был". Проезжая мимо изображения предка, не важно своего или чужого, сармат должен принести в жертву. Минимальная символическая жертва — стрела, воткнутая в землю. Оптимальная — зарезать овцу. В особых случаях можно принести в жертву ребёнка.

Сарматы редко стригут волосы, считающиеся вместилищем магической силы воина (исключение — аланы, они волосы подстригали, хоть и не коротко). Поэтому же распространено скальпирование врагов. Скальп носят привязанным за волосы к упряжи коня. Если воин пока не добыл скальпы, он носит вместо них металлические бляшки с изображениям голов с длинными волосами, символизирующие будущие трофеи.

У сарматов есть кровная месть и связанный с этим обычай — при убийстве из мести врагу отрезают голову, а из свода черепа делают чашу.
2

DungeonMaster Магистр
30.04.2022 04:38
  =  
Фракийцы

Хотя топонимом «Фракия» обычно именуется треугольник земли к востоку от Македонии и Паннонии и к югу от Дуная — в наш период фракийцы проживают на огромной территории от Днепра до Пропонтиды (берега Мраморного моря) с севера на юг и от Чёрного моря до Дакии с Востока на Запад. Фракийских племён буквально сотни, объединяют их прежде всего языки — к югу от Дуная это собственно фракийский язык, а к северу от Дуная родственный ему дако-гетский.
У фракийцев не было своей письменности, они пользовались греческим и латинским алфавитами для записи своего языка.

Внешне фракийцев узнать легко — они русые, часто голубоглазые, носят бороды. Иногда в религиозных целых воины красят волосы в рыжий цвет — потому что все фракийские боги рыжеволосые. Так что ставя аватарку фракийцу можете смело брать рыжих — будете выглядеть как бог)))

Северная часть фракийцев (задунайская) была более дикой — развитие у них пошло только на протяжении жизни наших персонажей, когда племенные союзы даков и гетов объединились под властью царя Буребисты.

Первоначально, южная часть фракийцев была более развитой за счёт постоянной торговли и контактов с эллинами и персами — одриссы, одно из фракийских племён, создали в V веке до н.э. Одрисское царство, в V-IV вв. до н.э. доминировавшее на северных Балканах и выступавшее главным партнёром Афин, которому Афины даже платили дань.
Царь Ситалк в 429 году навёл шороху, устроив вторжение в Македонию, в результате которого все македонцы просто попрятались по лесам и болотам.
Собственно, во второй половине IV века до н.э. Одрисское царство приходит в упадок — с подачи афинян, которые видели в нем главного конкурента, оно раскалывается натрое. Это по времени совпадает с взлетом Македонии при Филиппе II, и фракийцы быстро становятся частью растущей Македонской Империи. После смерти Александра, Одрисские цари стали слабыми вассалами македонских царей, периодически бунтующими, но в целом безобидными.

В целом за господство во Фракии соревнуются племенные союзы бессов (со столицей в Уксудаме, ранее — центре Одрисского царства) и сапеев (племя горцев из Родопских гор). У каждого союза — свой царь. Есть ещё и несколько мелких царьков, которые тоже на что-то претендуют.

Все эти «царства» объединяет лишь одно — они периодически совершают набеги на римскую Македонию.
Первый набег было в 113 году до н.э. — тогда фракийцы полностью истребили римскую армию.
Набег 107 года оказался неудачным, римляне разбили племена.

Фракийцы приняли номинальное господство царя Митридата Понтийского, который воевал с Римом. В его армии служили фракийские наемники.

В 77-76 гг. проконсул Македонии Аппий Клавдий попытался воевать с сапеями, но был разбит и погиб.
Следующие три года с фракийцами воевал Гай Скрибоний Курион, который сумел дойти до Дуная, но в целом особенно ничего не достиг.
Поход Лукулла 73 года, которому посвящена игра, должен был переломить ситуацию и окончательно ввести фракийцев в сферу римского влияния.

Общество:
Фракийские племена уже успели открыть для себя царскую власть с передачей трона от отца к сыну.
На местах фракийского царя представляет так называемый парадинаст — его родич, также передающий власть по наследству и считающийся соправителем главного царя на данной территории.
В то же время власть царей и парадинастов неустойчива — Фракию постоянно сотрясают дворцовые перевороты, после которых узурпаторы тщательно пытаются подчеркнуть свою принадлежность к правящему роду. Это связано с тем, что кровь для фракийцев — нечто святое.
Помочь родичу (или отомстить за него) — это буквально моральный долг всех его родственников независимо от степени родства. Причём речь идёт и о некровных родичах, например, побратимах. Огромный позор для фракийца — отказать в просьбе родичу, несравнимо больший чем получить отказ.
Зависимость парадинастов от царя велика, в случае войны они обязаны приводить войска. Однако, у них есть известная степень автономии — например, некоторые из них совершенно спокойно были гражданами полисов Эллады (особенно Афин). Парадинасты активно раздавали различным вождям право сбора дани с определенных территорий — правда, в отличие от племенных вождей по приказу царя они были обязаны пересмотреть свои решения.
Иногда парадинасты также назначают себе соправителей из числа местных, подчиненных им племён.
Дальше следуют вожди мелких племён, которые признают верховенство царя и платят ему дань. У этих вождей намного более высокая степень автономии — например, они не обязаны выставлять свои отряды в случае войны, а если всё же выставляют (а они чаще делают это потому что у фракийцев война это наиболее почетное занятие) то только в обмен на обязательства царя, например, взять на себя содержание этих воинов, платить им как наемникам или (программа минимум) обещать долю военной добычи. Да, грабежи для фракийцев — это норм, что связано с особенностями их религии, весьма жестокой. Римские авторы с ужасом описывали как фракийцы убивали даже детей и собак, пили человеческую кровь, а также пытками вызывали выкидыши у беременных женщин. Даже с учетом закономерного стремления очернить врага и что-то приукрасить, вероятно своя логика в такой жестокости фракийцев была — война воспринималась как священнодействие в честь богов, а у фракийцев они очень кровожадны.

Царь, парадинасты и вожди спокойно чеканят собственную монету — это не запрещается. У них широкая автономия друг от друга и в ряде дипломатических функций — например, в привлечении наёмников или решении как поступить с взятыми пленниками.

Царь — прежде всего предводитель войска. Сохранилось высказывание фракийского царя: «Если я не воюю, то ничем не отличаюсь от своих конюхов». Собственно у фракийского царя всего три обязанности — это военное предводительство, дипломатия и суд (на самом деле четыре, там ещё жреческая функция — но об этом в разделе про религию).
Власть племенных вождей и парадинастов ещё меньше — они всё ещё военные предводители, но вот в суде они лишь председательствуют на народном собрании, произносят речи, а народ уже решает, убить кого-либо или оставить в живых.

Налоговая система у фракийцев напоминает полюдье — царь/парадинаст/вождь объезжает свои владения раз в год и получает от местных подарки, размер которых, впрочем, обговорён заранее. Но основной доход фракийских царей — дань с колоний эллинов на побережье Чёрного и Мраморного моря.

Узнать фракийскую знать легко — по наличию татуировок (причём в отличие от сарматов татуируют даже женщин — это служит знаком знатного происхождения) и большому числу золотых украшений (ожерелий, браслетов и колец). То и другое имеет религиозные причины — татуировки магическим образом защищают от ран, сходная функция у золотых украшений, отсылающих к золотому панцирю Солнечного Всадника, главного бога фракийцев. По той же причине фракийский царь носит позолоченные доспехи. В могилу знатных людей кладут в золотом или серебряном тораксе.
Второй признак знатного фракийца — между войнами он не делает ничего, кроме как охотится, участвует в ритуальных состязаниях (например, на похоронах) и закатывает пиры для своих людей.
Также фракийская знать часто красила волосы в рыжий подражая богам — из-за этого в некоторых источниках фракийцам приписывают рыжие волосы.
Ну и ещё, конечно, знать эллиноязычная, а частично латиноязычная.

Своих знатных людей фракийцы зовут «дзибитидами».

Фракийские цари/парадинасты/вожди испытывали постоянные трудности с организацией управления. Поэтому наряду с военной знатью быстро появилась полиэтническая служилая знать — обычно эти эллины-советники, которые помогают свои патронам управлять морем фракийских племён, а взамен получают земельные владения.

Внутренняя неорганизованность управления проявлялась еще и в том, что внутри царства совершенно спокойно ряд племён жил «без царя» то есть не признавая власть фракийского царя и ничего ему не платя.

Вообще фракийская этика о которой я писал выше («не отказывай в просьбе родичу» и «лучше давать чем брать») приводила на практике к формам не столь альтруистическим — эллины отмечали что от фракийцев невозможно чего-то добиться без обильных подарков. Принятый подарок как бы был для фракийца синонимом обозначения дарящего как друга — и требовал ответной услуги.

Основной обитатель Фракии — свободный фракийский крестьянин, член большой семьи-общины, совместно владеющей имуществом.

Рабы у фракийцев четко отделены от свободных, однако, использование их ограничено ролью домашней прислуги, либо работой на рудниках/в мастерских. В основном же рабов фракийцы предпочитают продавать за рубеж.

Город во Фракии — это просто большая деревня, обнесённая обычно двойной каменной стеной. Внешняя стена защищает весь город, внутренняя же отделяет квартал знати от жилищ бедняков. Иногда бывает конечно и поселение, не имеющее стен, но имеющее цитадель.

Экономика:
Основная отрасль Фракии в экономическом отношении — скотоводство. Фракийские кони — одни из лучших. Фракийская шерсть и кожи также пользуются спросом.

Однако, и земледелие во Фракии очень развито — фракийская пшеница и ячмень поставлялись в Элладу и Рим.
Для обработки земли использовали, вероятно, соху, а не плуг.
Растили фракийцы рожь, полбу, оливки — бобовые сажали когда хотели дать земле отдохнуть. Более того, эллины очень ценили качество фракийского вина.
Из ячменя фракийцы делали «бритон» — пиво.
Ещё один алкогольный напиток — «парабия» — делался из проса (возможно речь о чем-то подобном бузе — слабоалкогольному напитку, который делают в том числе из проса).

Земледелие было очень эффективным — фракийские деревни были известны огромными зерновыми ямами с запасами.

Растят фракийцы также лён и коноплю из которых шьют одежду.
Распространены подсобные хозяйства где растят лук и чеснок. Последний фракийцы едят очень активно — эллины выделяли «запах чеснока изо рта» как один из признаков фракийца.

Во многом могущество Фракии основано на рудниках — добыче железа, золота и серебра. Из-за этого во Фракии развита металлургия — фракийцы сами делают не только оружие и доспехи, но и ювелирку.
Особенно прославилось в этом отношении племя бессов, которые считались лучшими шахтерами и были печально известны в Риме умением делать подкопы под городские стены.
Металл являлся объектом торговли и перевозился в слитках порой на огромные расстояния к мастерским.
При этом мастерские по всей стране обычно принадлежали царю.
Рудники же принадлежали коллективному племени, на землях которого находились — хотя иногда и отдавались, например, богатым эллинам на ненаследственный откуп. Так фракийские рудники арендовывали Писистрат или Фукидид. Знатные семьи из этого племени пользовались постоянной привилегией самостоятельно распоряжаться частью добытого на руднике.

А ещё фракийцы были настолько суровы, что посмотрев на бронзовые монеты эллинов решили, что это непрактично — роль денег на обывательском уровне у них исполняли бронзовые наконечники стрел.

Когда во Фракии всё же началась чеканка золотых и серебряных монет, то фракийцы решили что «чот монеты эллинов маловаты» — и выпускали монеты весом 20-40 граммов. Для сравнения греческая серебряная драхма — 4-7 граммов.
Это связано не только с суровостью фракийцев, но и с тем, что у них субъектом товарно-денежных отношений выступал обычно целый здоровенный род. Отсюда и огромная площадь фракийских домов — 120-240 квадратных метров. Длина такого дома порой была равна 24 метрам, а ширина — 8 метров. Причём эти здоровенные дома ещё и огораживали частоколом, чтобы скот, живущий здесь же, не ушёл к соседям.

Между членами рода земля не делится, род же совместно потребляет урожай с неё. В таких условиях совместного владения личные вещи необходимо было помечать — и многие фракийские вещи, например, посуда, содержат надписи с именем владельца или магические заклинания для отпугивания грабителей.

Армия:

Для фракийцев свящённым является принцип комплектования армии по племенному признаку. Настолько свящённым, что они будут бунтовать когда римляне полвека спустя попытаются заставить их служить в ауксилиях. Связано это с разными причинами — каждое племя лило кровь во славу своего бога, само распоряжалось своей добычей и взятыми им пленниками. Но это же налагало на фракийскую армию сильный оттенок хаотичности — эллины настолько же обалдевали от фракийских полчищ (иногда достигающих 100-150 тысяч человек) как и от их неорганизованности.

Характерный признак фракийских воинов — полукруглый щит «пельта» и дротики. Вообще фракийцы очень уважают дальний бой с луками и дротиками.

Ещё они — отличные наездники. Но фракийская кавалерия — легкая, обычно это конные лучники или метатели дротиков.

Национальное оружие фракийцев — боевой серп «сика» и его увеличенная версия — двуручная «ромфея». Характерным здесь является именно использование внутренней стороны в качестве режущей.
Ещё один вариант этого оружия — фальк. Это двуручная ромфея с сильно загнутым клинком, по сути что-то вроде боевой косы.

Использовали фракийцы также секиры и булавы.

Из доспехов воины в основном использовали шлемы и поножи, ценя мобильность. Панцири были признаком знати.

В тактическом отношении фракийцы часто передвигались по ночам и атаковали тоже ночью. Ксенофонт описывал также фракийскую тактику изматывания — легкая пехота и конница обстреливали эллинов стрелами и дротиками, убегая при попытке атаковать их.

Семья:

Фракийские мужчины были полигамны и платили за невест большое приданное, но невеста была товаром достаточно дорогим — позволить себе гарем могли только самые знатные фракийцы.

Фракийские женщины — самые свободные в мире. До замужества они имеют право совершенно свободно менять мужчин, жить то с одним то с другим и рожать детей, которые к тому же принадлежат матери.
Собственно, такой обычай добрачной полигамии связан с тем, что женщине нужно доказать что она способна рожать детей.
После замужества муж приобретал права на детей жены и распоряжался ими по своему усмотрению, но в бедных семьях обычно продавал в рабство (поскольку чужие дети были лишними ртами).
Собственно, выход замуж для женщины означал конец полигамии — муж за измену мог ее убить.

Религия:

Главный бог фракийцев — Дарзалас, «Солнечный Всадник». Он одновременно бог войны и медицины, жизни и смерти. Его атрибуты — копье и золотые доспехи. По эллински его имя звучит как «Геро» — и да, слово «герой» пошло именно отсюда)))
Культ Дарзаласа видимо был царским, для простых людей он был запрещён как и клятвы именем Всадника.

Его жена — Бендида, Луна. Охотница, владычица зверей, покровительница всех людских союзов. Ее культ бывает в двух формах — в общей Бендиде приносят в жертву свиней, и устраивают скачки, являющиеся частью инициации юношей.
Есть и другой культ Бендиды — женский и к тому же оргиастический, женщины собираются по ночам в тёмных лесах, пьют, танцуют и занимаются сексом.

Гебелейзис — бог-лучник. Мужской бог войны. Громовержец, метает молнии во врагов. Если гроза — Гебелейзис сражается со злыми духами. Фракийцы в таких случаях стреляют в воздух из луков, чтобы помочь своему богу.

Сабазис — Это Дионис, причём его культ греки взяли у фракийцев, а не наоборот. Сын Земело. Изображается как рогатый бог, имеет две ипостаси — бог скотоводства и бог безумия. Его культ — оргиастический, празднуется ночью. Люди обмазывают себя землей, переодеваются в шкуры, едят жертвенную козлятину, пьют и предаются разврату.

Котис — богиня секса и смерти. На ее праздники мужчины одеваются в женскую одежду, а женщины в мужскую. Практиковалось ритуальное очищение в виде прыжка в воду.
И, конечно, тоже следует оргия.

Фракийские боги жестоки — они принимают человеческие жертвы. Форм таковых у фракийцев множество — например, если они считают что нужно сообщить богам что племени что-то нужно, они бросают на копья одного из своих, мол, «передай». После смерти мужа, его жены спорят, какую из них он любил больше всего, и закалывают ее на его могиле — для неё это большая честь, а для прочих жён позор.
Ещё у фракийцев есть обычай ритуальных схваток между собой перед боем — пролитая кровь должна подвигнуть богов даровать победу.

«Свящённым» оружием считается обоюдоострая секира Лабрис — она же является символом царской власти. Царь, парадинаст или вождь племени — одновременно верховный жрец Солнечного Всадника на вверенной ему территории. Кстати, поскольку Всадника эллины именовали Геро, то частенько путали его с Герой, которая эллинская богиня — отсюда сведения в ряде источников что царским культом у фракийцев был культ Геры. Иногда Геро также путали с Гермесом.
Более правильной аналогией был бы «Арес» — есть основания полагать, что его культ в определенной степени был заимствован эллинами у фракийцев (как и культ Диониса — и обоих богов эллины честно размещают во Фракии).

Второй символ власти царя/парадинаста/вождя — Ритон. Это чаша в виде головы животного или человека. Римляне писали, что фракийцы пили из человеческих черепов, но на самом деле не вполне понятно использовались для этого настоящие черепа или лишь чаши в виде черепов.
Как бы то ни было именно ритон фигурирует в фракийской культовой живописи — его вручает божество царю, легитимируя власть на данной территории.
Возможно, фракийцы практиковали ритуальный брак царя с богиней — по крайней мере один из Одрисских царей как-то прислал в Афины посольство поскольку… желал жениться на богине Афине. Эллины не совсем понимали как на это реагировать, и решили что царь сошёл с ума, но видимо имелся в виду именно ритуальный брак — царь в виде Солнечного Всадника «берет в жены» богиню, изображаемую какой-то девушкой.

Погребальный обряд у фракийцев не имеет определённости — иногда тело кремируют, иногда хоронят, но всегда насыпают курган и кладут в могилу предметы. Для мужчин это обычно пара наконечников копий, меч, пара сосудов для питья и пара фибул для плаща. Для женщин — перстень, ожерелье, пару сосудов для питья и пару же фибул. Естественно знать хоронили более богато, а бедняков более бедно.

На могиле устраивались погребальные состязания, нечто подобное устраивается на победных пирах — но в таких состязаниях важно лишь имитировать пролитие крови, причём максимально натурально, так, чтобы показалось что один из соперников погиб. Вообще похороны у фракийцев проходят очень весело.
Наоборот, когда рождается ребенок то родственники садятся вокруг него и горюют, сколько бед ему придётся пережить.

Эллины отмечали также ритуальные танцы с оружием, некоторые танцуются с мечом, другие с двумя щитами, которыми танцор стучит друг о друга.
Многие танцы изображают действия разбойника, берущего в рабство «пахаря» и уводящего его скот.
3

DungeonMaster Магистр
02.05.2022 01:52
  =  
Римская Армия Поздней Республики

Главные отличия армии республиканского Рима до реформы Мария:

— Ежегодный призыв. Раз в год (весной) военные трибуны четырёх легионов объезжали Рим — а позднее и другие места где были граждане, подлежащие призыву — и отбирали крепкую молодежь среди юношей, чьи отцы прошли имущественный ценз.
По закону Сервия Туллия, всё население было поделено на пять рангов в зависимости от имущественного ценза (те кто богаче первого ранга — Всадники, ниже пятого — Пролетарии). Первоначально имущественный ценз определял род войск, в котором будет служить новобранец (и вооружение которое сам должен был закупить), но потом стал влиять лишь на количество воинов, собираемых по каждому разряду. Например, триариев — то есть богатых граждан — стабильно призывали реже.
Стоит сделать оговорку — формально юниорами, то есть военнообязанными, считались все мужчины-граждане от 16 до 46 лет, но на практике выкликали обычно молодежь и строго в объемах, в которых нуждались консулы.

Таким образом комплектовались 4 легиона, поступающие в распоряжение консулов. Если война продолжалась больше года, то в следующий призыв из новых призывников комплектовали новые легионы и тоже посылали их в действующую армию. Иногда сенат объявлял срочный призыв, если войска нужны были вот прямо сейчас.
В военное время призыв также проводился более тщательно — в мирное время трибуны успокаивались набрав 4200 человек, в военное время бывали легионы и по 6 тысяч.
Трибунов положено было набирать из прослуживших 5-10 лет, но знать быстро обжила эти вакансии как начало карьеры для своих сынков — иногда им было и по 18-20 лет.

Формально максимальный срок, на который консул мог задержать солдата, исчислялся 25 годами или 20 военными кампаниями, после чего тот имел право выйти в отставку.
На самом деле большинство солдат служили 4-6 лет, получали за это солдатское жалование и долю в добыче, после чего возвращались к мирной жизни.

По окончании войны легионы распускались — собственно, поэтому максимальный срок службы не совпадал с реальным.

Повторно записавшиеся в армию назывались «Эвокаты». Это считалось очень почетным, когорты эвокатов обычно составляли что-то вроде гвардии — они получали двойное жалование или если их не выделяли в отдельное подразделение, то становились центурионами и опционами.

Так было, пока не прошла Реформа Мария.

Реформа Мария — это очень условное понятие. Марий, собственно, не проводил никаких реформ, но он первым начал систематически и успешно использовать некоторые применявшиеся прежде практики:
— Проводить весенний призыв среди пролетариев. А поскольку те не могли закупить снаряжение, Марий использовал практику времён Пунических войн — закупка снаряжения за госсчет, стоимость которого потом удерживается из жалования призывника.
— Единообразие вооружения — связка пилум—скутум-гладий для всех. А вот лорика сегментата ещё не существует — легионеры ходят в кольчугах.
— Марий выбил привилегии ветеранам в виде участка земли в Африке. Это стало частой практикой — наделение отслуживших землёй. Выбивая такие пожалования, военачальники зарабатывали себе авторитет у солдат.
— Марий начал систематически призывать эвокатов и назначать из них центурионов и опционов.
— Марий начал затыкать призывниками дыры в потерях среди действующих легионов вместо комплектации новых.

Некоторые аспекты «реформы Мария» собственно к Марию не имели никакого отношения — например, размещение на постоянку легионов в провинциях. Дело в том, что Республика росла, ей постоянно приходилось отражать какие-то набеги — поэтому призывников перестали распускать целиком, а оставляли на защиту провинции, постепенно замещая новыми призывниками и так далее. Вместо четырёх легионов постоянная армия стала насчитывать 14. Например, в Македонии постоянно стояло два легиона — для нас это важно потому что именно эти легионы пошли во Фракию.

В наш период у легиона ещё есть своя легкая пехота — велиты. Но эта категория войск буквально доживает свои последние годы, уже к 60 году функции легкой пехоты и конницы полностью отойдут войскам союзников.

Как выглядит легион?

Основная единица армии — это центурия. Центурии все ещё состоят из гастатов, принципов или триариев — но это уже солдаты с одинаковым вооружением, отличаются они только возрастом/физическими данными/сроком службы. Естественно солдат постарше, помощнее и поопытнее старались держать дальше от первой линии.
Центурию возглавляют центурион и опцион — в наш период это обычно эвокаты.

У велитов нет своих центурий — их произвольно приписывают к любым другим центуриям.

Римляне столкнулись с тем, что гастатов и принципов в среднем было побольше, а триариев поменьше — поэтому возникло деление на манипулы. Манипула — это подразделение в котором две центурии (гастаты+принципы) могут участвовать в бою под единым командованием центуриона, командующего принципами (он именовался старшим центурионом). Манипула же триариев (она имела особое название — pilus, но по русски «пил» не звучит) это по сути та же центурия — обычно мелкая, стоящая в резерве на случай всяких фланговых обходов и прочих неприятностей. Но! Ее центурион именовался примипилом и считался круче всех остальных центурионов — например, если собирали когорту.

Альтернативное деление — когорты. В наш период это не структурная единица — это несколько манипулов собираются вместе, а иногда к ним прикрепляют еще и союзников, для выполнения боевой задачи. Под это дело им выдаётся командир (что символично — не имеющий четкой должности, но обычно эту роль выполнял примипил триариев).

Легион состоит из 1000-6000 человек.
Им командуют шесть военных трибунов.
Поскольку шесть военных трибунов это знатные мальчики, играющие в политику, то обычно консулы отодвигали их, а на первый план выходил легат.
Легат — это вообще-то не про армию. Это доверенное лицо консула, достаточно влиятельное, чтобы выступать в качестве переговорщика с варварами. На практике ему часто передавали руководство войсками.

Легиону придают подразделения союзников и прочие вспомогательные войска. Подразделения союзников служат немного по иным правилам — они тоже выставляют по договору определенное число воинов, и если такой воин прослужил Риму 25 лет он тоже получает гражданство и землю.
Командует этими ауксилариями (не смог найти когда появился этот термин, но кажется он уже был) префект — всегда римский гражданин.

Теперь поговорим о том, где служат наши римляне.

Пять Иллирийских и Македонских легионов впервые появляются на сцене истории в 78 году до нашей эры — они сражаются с иллирийцами и фракийцами. В 77 году командование принимает проконсул Македонии Аппий Клавдий Пульхр — вообще-то он должен был руководить кампанией прошлого года, но задержался из-за болезни. Но война Клавдия с фракийским племенем скордисков оказалась неудачной — сам проконсул снова заболел и умер.
После нескольких поражений от рук фракийцев, эти легионы не были распущены, а перешли под командование Гая Скрибония Куриона, знаменитого оратора и жреца.

Начал неудачно — один из пяти легионов восстал и восстание пришлось давить. Зато потом пошло как по маслу, в 76 году было разгромлено фракийское племя Медов (кстати, по одной из версий именно тогда в плен попал печально известный позднее Спартак), в 75 году по землям иллирийцев дошёл до Дуная, а в 74 году подавил восстание в Иллирии.
За эти победы вы промаршировали с триумфом по улицам Рима!
Но уже в 73 году новый проконсул, Марк Теренций Варрон Лукулл (младший брат Луция Лициния Лукулла, адмирала Суллы) посылает вас во Фракию на бессов.

В любом случае командиры (а значит и эвокаты) легионов — идейные сулланцы. Общая численность римской армии, идущей на Фракию — никак не меньше 30 000 человек с учетом союзников.
Отредактировано 02.05.2022 в 01:52
4

DungeonMaster Магистр
10.05.2022 06:17
  =  
Коротко о географии

Земли Рудов представляют собой обширную долину со всех сторон переходящую в высокие горы.

На Севере в предгорьях проходит главный торговый тракт. Именно на него совершал налёт Эбрузельмис, там же кучкуются и разбойники. Раньше это были владения Эрмасов, поэтому здесь много недовольных Кетрипором — восстание Скилура поднялось и было подавлено именно в этих землях.

Северные горы — вотчина Эрмасов, но часть их с рудниками всё равно контролируют Руды. Однако, Эрмасы из своей пещерной цитадели Дундиз по одним им известным тайным тропам всё равно ухитряются проходить кордоны и заставы Рудов, объявляясь иногда в глубине страны, где их вообще не ждали.

Ещё севернее владений Эрмасов живут только всякие совсем полудикие даже по фракийским горцы, платящие дань гетам, обитающим в предгорьях Гемимонта и за Дунаем. Геты в свою очередь это огромный народ, проживающий аж до Днестра. Гето-Дакия — самая могущественная держава Севера, контролируемая царем Буребистой. Царство Волков (Даки — значит «волки») переживает свой расцвет, это очень богатые земли. Временами Рудам приходилось платить им за мир. К счастью, Буребиста предпочитает не лезть в «Кровавые горы», а грабить Паннонию.

Запад земель Рудов — это в основном тоже горы и холмы. Очень трудная для продвижения войск местность, богатая рудниками (и это тоже были когда-то земли Эрмасов). В настоящее время (начало II хода) по этим землям шагает римский авангард.

Восток земель Рудов — это лесистые холмы. Деревни здесь относительно небольшие, вырубки в лесах делаются только на основных дорогах и чтобы крестьяне могли производить посадки.
Сейчас (начало II хода) Восток и отчасти Север (в восточной части) в огне.
Заканчиваются земли Рудов ещё одним перевалом. Через него придёт армия Бессов.

Восточный Гемимонт за перевалом — земли племён, присягнувших Бессам.

Юг земель Рудов — обширнейшая плодородная равнина. Это житница — и опора власти Кетрипора. Здесь живет основное население Рудов, здесь же находится Бриарудас — столица. Юг отделён от всей остальной долиной небольшой рекой Данарсой. Через эту реку много бродов, с годами она скорее мелеет и никогда не была судоходной, но в ней всё ещё много рыбы.
5

Партия: 

Добавить сообщение

Для добавления сообщения Вы должны участвовать в этой игре.