Ронины времен реставрации Мейдзи (восстановления императорской власти ипадения сёгуната) несколько отличаются от традиционного представления о «самурае без хозяина», привычного для нас, европейцев. Дело в том, что самурай того времени не имел право самостоятельно покидать владений господина и вообще предпринимать какие-либо политически активные действия, инициатива которых исходила не от даймио. Когда же трёхвековой уклад начал разрушаться, многие молодые самураи решили, что пришло время действовать и судьба Японии зависит именно от них. Так начался массовый исход самураев из провинций в старую и новую столицы – Киото и Эдо. Ронин времен реставрации Мейдзи по характеру чем-то напоминает политиканов-революционеров России 1917-го.
Вместе с этим, можно выделить два типа ронинов: традиционалисты и вестернизаторы.
Первый тип всячески стремился сохранить традиции и культуру присущие его стране, достаточно неохотно принимая любое новшество. Вестренизатор, напротив, легко принимает многочисленные технические и культурные новинки, считая что все их можно употребить на благие цели.
В отношении политических воззрений ронинов так же можно разделить на роялистов и сторонников сёгуната. Первые ратуют за восстановление императорской власти, вторые считают, что существующий порядок не требует кардинальных перемен, нужно только пересмотреть устаревшие доктрины государственного устройства.
Двумя радикальными проявлениями этих мировоззрений являются Ишин-шиши и Шинсенигуми.
Ишин-Шиши – «люди благородной цели». Ярые сторонники реставрации императорской власти, часто совмещающие эту идею с насильственным свержением бакуфу (правительство сёгуна). Не гнушались силовых акций и террористических актов.
Шинсенигуми – «Новое ополчение». Сравнительнонебольшой отряд созданный для поддержания порядка в Киото. Не взирая на небольшую численность сыграл крайне важную роль в гражданской войне и предшествующих ей событиях. Скованные жесткой дисциплиной и преданностью сёгуну, шинсенигуми являли собой грозную силу, с которой вынуждены были считаться как враги, так и союзники.
Женщины-самураи. Таковые встречались и сравнительно часто. Как правило, вместо меча традиционным оружием женщины была нагината, поскольку в большинстве своем женщин вооружали для защиты домов и замков. Так же, нагината не была окружена тем же культовым ореолом, каким окружали свой меч мужчины. Так же стоит отметить, что женщины были гораздо менее политически активными.