Набор игроков

Завершенные игры

Новые блоги

- Все активные блоги

Форум

- Для новичков (3751)
- Общий (17804)
- Игровые системы (6252)
- Набор игроков/поиск мастера (41684)
- Котёл идей (4368)
- Конкурсы (16075)
- Под столом (20443)
- Улучшение сайта (11251)
- Ошибки (4386)
- Новости проекта (14690)
- Неролевые игры (11855)

Конкурс №12. "Мандарины"

12
Я не о том. Что кто-то мог догадаться, что герой идёт на кладбище, я об этом прямо написал в отзыве. Я о задумке автора: прямого указания на то, что Санёк в начале рассказа погиб, нет, а в последней сцене автор очевидно тянет интригу, не описывая памятник до самого конца, ограничиваясь двусмысленными описаниями лавочки, калиточки, сугробов, которые одинаково подходят как для кладбища, так и для частного дома. Это позволяет предположить, что задумывалась опрокидывающая концовка.
Автор: Очень Хочется Кушать [offline] , 20.02.2021 16:59 | Отредактировано 20.02.2021 в 16:59 21

А! Ну да, честно говоря, мне тоже показалось, что там вроде как интрига подразумевалась, но слишком очевидный троп. Вот если бы он реально до живого Санька дошел, и они бы вместе выпили — вот в таком виде концовка бы была более внезапной. Или что Санёк стал бизнесменом и старый товарищ ему теперь не нужен, что усилило бы мотив изоляции.
Автор: SolohinLex [M] [offline] , 20.02.2021 17:13 22

Мне кажется кажется, это уже сплошной overthinking, негде там интриги взяться.
Автор: Digital [M] [offline] , 20.02.2021 17:17 23

При чем тут изоляция — я не понял
Эх, Лекс, Лекс, ну что же ты..

Пока это лучшее из того, что я здесь прочёт. Странно, что никто ещё не поднял аналогию с "красной тряпкой для пола" с летнего конкурса – вот этот рассказ о том же, о тех же эмоциях, только написан правильно. К "красной тряпке" было много обоснованных претензий читателей – слишком жалостливо, неправдоподобно, проблема героя многократно утрируется и теряет очарование. Здесь написано именно так, как должно быть.

Первое, что хотелось бы отметить – сильный и красивый язык. Прямолинейный стиль, который не пытается набирать баллы за счёт сомнительных стилистических ухищрений. Автор просто рассказывает историю – уверенно, твердо, зная, что он может написать о том, о чем хочет, именно так, как это должно быть написано. Возможно ОХК прав и описания местами излишне образны и романтичны, но, с другой стороны, лично моё восприятие в процессе прочтения эти моменты не задевали. Написано хорошо, нужные образы и мысли донесены, замечательно.

Отдельные моменты изящно, будто бы между делом, раскрывают целые сопутствующие пласты атмосферы или истории в несколько слов.
Здесь, на окраинах, лишь болезненно-​желтые пятна фонарей разгоняли темноту, да иногда мелькал смазанной полосой свет фар проезжавших машин.
название которой отчаянные правдорубы раз за разом меняли на емкое «Рюмашка»
Семен мужик ровный, но он там, в горах, не был, поэтому говорить с ним в общем-​то не о чем
Таких моментов здесь действительно много, что не может не радовать.

Что касается сюжета, то он здесь предельно прямолинеен. Очередной "слайс-оф-лайф", бич сезона, но гораздо более удачный, чем большинство, и даже претендующий на некоторую завершенность в контексте. Субъективно мне всегда импонировали рассказы такого плана, этот, пожалуй, окажется в числе лучших. Композиция составлена из трёх с половиной сцен, каждая выполняет свою задачу, раскрывая не столько окружающий мир, сколько героя. И пусть этот рассказ совсем не походит на шкатулочку, которую нужно разбирать на фрагменты и искать ответы в легендах и мифологии, свою функцию он выполняет прекрасно.

Я чувствую контраст между знойным Афганом и дождливым сырым городом. Я понимаю, что этот контраст означает для персонажа. Я понимаю переход между уличным рынком и кладбищем (нет, смерть Сашка не показалась твистом, который должен всё опрокидывать). Рассказ отлично написан и оставляет приятное послевкусие легкой печали.

Что касается темы, то "изоляция" здесь раскрыта. Пусть не в контексте мировой пандемии или изолирующего слоя в строительстве, раскрыта несколько более изящно и менее топорно. Это изоляция человека от общества. Рассказ о стене непонимания, попытках адаптироваться. Рассказ о взгляде на людей в очереди, но не столько о жалости к себе, сколько о презрении к окружающим.

Если кто-то хочет почитать что-то интересное на эту тему, то я всегда рекомендую в таких ситуациях "Пока есть вторник". Автобиографическое произведение ветерана Ирака о его адаптации к послевоенной жизни и обществу.

Вывод – автору рассказа респект, произведение пока что закрепляется в моём персональном топе на одном из призовых мест.
Автор: Akkarin [M] [offline] , 21.02.2021 17:35 | Отредактировано 21.02.2021 в 17:35 24

Уважаемый автор. Увы, если просто написать 2 зарисовки, они не сложатся в рассказ просто потому, что героев зовут одинаково. Нужна какая-то сюжетная пружина между ними, чтобы первая зарисовка толкнула вторую часть, как ступень ракеты.

Такой пружиной могли бы быть черты характера, раскрыты в первой части, и то, как героя изменила мирная жизнь. И вот это было бы круто - можно было бы с помощью сюжета показать, например, что мирная жизнь меняет порой похлеще, чем война.

Но ничего похожего нет, поэтому и рассказ слаб.

По поводу языка. Если любопытно, прочитай "Дикие гуси" Veng'а со второго конкурса. Тот рассказ хотя бы пытается изобразить какую-то мысль в конце, и, хотя у него и не получается, он гораздо более атмосферный и написан с точки зрения языка интереснее. Поэтому тогда он взял второе место. То есть, я хочу сказать, шансы были, но либо надо было соорудить сюжет, либо поработать с языком (смотри комментарий ОХК).

Олсо:

Через проспект и налево, мимо ярких витрин с ценниками из невообразимых в здравом уме сумм. Эта фраза проехалась по мне, как БМПха из первой части рассказа. Витрин с ценниками из сумм в уме. "Нужно больше дополнений, милорд!"

Во-первых, если очередь уже «разругалась в клочья», каким местом она «единый строй»?
Вот я, кстати, не согласен - она едина в своём стремлении добраться до мандаринов. Это не очень хорошо прописано, но это чувствуется.
Автор: Da_Big_Boss [online] , 27.02.2021 17:35 | Отредактировано 27.02.2021 в 17:36 25

Этот рассказ у меня пошёл тяжело, очень тяжело. Не люблю военные и около военные зарисовки, упоминания БТРов и ЗИЛов, винтовок-"буров" отключают у меня резко понимание происходящего. Вот так и я три раза брался за чтение рассказа, и три раза зависал на первой части, а потом уходил заниматься другими делами. Из-за этого у меня провисло чтение и комментирование рассказов =) Но на четвёртый раз таки прочитал.

Военная тематика для меня тяжела. Но написано всё очень круто. Я бы хотел так уметь писать. Детализированно, неспешно и красиво раскрывая сюжет. По художественной части рассказ очень силён, я бы даже сказал, что местами излишне перегружен художественными описаниями, но всё равно это очень хорошо.

Сюжет при этом прост, что видно, если вглядеться сквозь маскирующее это художественные языковые красоты. И тема изоляции раскрыта на уровне внутренней отчужденности героя от остальных людей. Вот был солдат, прошедший войну, потерявший друга, и он каким был, таким и остался. Война оставила на нём свой отпечаток, заставила его "застыть", а в это время мир изменился, люди стали другими, и наш ветеран совсем не вписывается в этот мир, хотя жить в нём продолжает. Неспешно перед нами раскрывается кусочек жизни героя. Рассказ органично и хорошо исполнен. Не согласен с Биг Боссом про его выпад про две зарисовки, которые вместе не складываются в рассказ. А тут они складываются, тут они связаны между собой: запахом мандариновых деревьев в начале и неудавшейся покупкой мандаринов в конце, беседой с живым другом в начале и монологом над могилой друга в конце, нашим героем, который остаётся безымянным, наверное, чтобы читателю проще было отождествить себя с ним и прочувствовать его эмоции.

Но вот некоторое морализаторство, чтобы подчеркнуть разность героя и поменявшегося мира, мне не понравилось. Да, я вот знаю, зачем оно показано, но всё равно вот эти загоны в духе "все стали плохими, жадными, на богатых горожанах висят весёлые женщины, которые раньше были комсомолками да сплыли, и т.д., и т.п." мне неприятны. На мой взгляд можно было бы бездушность нового для героя мира показать менее банально, и она в рассказе показывается – на примере раздачи-выдачи мандаринов. А вот предложения типа
Но вон, стоит приглядеться, и сразу увидишь, как за толстыми стеклами дверей и широкими спинами неулыбчивых мальчиков в черном по залам ходят важные граждане, на многих из которых пиджак смотрится шизофренично-​посторонним элементом. На руках граждан висят хохочущие, довольные женщины – вчерашние комсомолки, счастливые и пьяные от одной мысли о дорогущих забугорных шмотках.
Ну уж несколько слишком, камон. Некоторые такие штуки вполне можно было обрезать, давить ими на читателя лучше не надо.
Автор: Romay [M] [online] , 27.02.2021 18:09 26

Вот я, кстати, не согласен - она едина в своём стремлении добраться до мандаринов. Это не очень хорошо прописано, но это чувствуется.
Оно, может, по описанию в целом и чувствуется, но у меня претензия была не к описанию в целом, а к выражению «единый строй». Ты сам мне скажи — вот ты назовёшь это «единым строем»?

Может, в очереди за мандаринами не такая жесть творится, как на фото, но в тексте прямо сказано — люди толкаются, наседают, ругаются. Они, конечно, это делают едино, но уж всяко не строем.
Автор: Очень Хочется Кушать [offline] , 27.02.2021 18:35 | Отредактировано 27.02.2021 в 18:52 27

"Не строем, да единым". Но мысль понятна, ты прав.

Вот был солдат, прошедший войну, потерявший друга, и он каким был, таким и остался. Война оставила на нём свой отпечаток, заставила его "застыть", а в это время мир изменился, люди стали другими, и наш ветеран совсем не вписывается в этот мир, хотя жить в нём продолжает.
А вот и нет здесь отпечатка войны, кроме протеза. Мы ничего не знаем о том, как его изменила война, потому что ничего не знаем о том, каким он был до войны. Поскольку сам рассказ клиширован до ужаса, то кажется, что оно как-то само собой подтянется, ведь война всегда кого-то там меняет, а пули всегда летят, как какие-то там осы... Не, не подтянется.

Я даже больше скажу: когда мне показывают человека, в которого стреляли, который сам стрелял в людей, а он из-за тётки в очереди кинул мандарины для своего ребёнка и ушёл - я скорее не поверю, чем поверю. Может быть такое? Может, но надо нарисовать конкретного героя, который так сделает потому-то и потому-то. Тут я этого не увидел. "Отпечаток войны" был бы, если бы он на эту тётку посмотрел, а там смерть в глазах - и та сразу заткнулась. Такое для клишированного героя было бы ок.

А тут они складываются, тут они связаны между собой: запахом мандариновых деревьев в начале и неудавшейся покупкой мандаринов в конце Связь типа "там мандарины - ух! и тут мандарины!", к сожалению, сюжет не создаёт. Сюжет создают события, которые имеют для героев значение. Герой говорит с мёртвым другом, как будто он жив, из-за этого даже такой вроде бы сильный ход (на самом деле нет), как смерть Сашка - всего лишь декорация.
Автор: Da_Big_Boss [online] , 27.02.2021 20:31 | Отредактировано 27.02.2021 в 20:37 28

Прочитав рассказ, я вспомнил классический сюжет из "Городка", где герой Стоянова пришел в зоомагазин выбрать себе питомца, потому что не может дальше жить в гложущем одиночестве. После нескольких юмористических сценок в декорациях поздних 90-х, герой покупает себе черепашку и сажает на поводок. На вопрос продавца, не слишком ли много времени будут занимать прогулки с таким питомцем, герой объясняет: когда в следующий раз к нему в квартиру приедут тесть с тещей, племянники, друзья жены и прочие родственники, и от изоляции будет срывать крышу, он посадит свою черепашку на поводок и пойдет гулять с ней, пока не сделает кружок-другой по парку.

Не знаю, я читаю этот рассказ как образец жанра легкой перестроечно-постсоветской чернухи. Он содержит в себе все необходимые ключевые слова: Афган, дефицит, инвалидность, свежеобожравшиеся новые русские (кстати, впервые в жизни я тут читаю в их отношении определение "нэпманы"; век живи, что называется). Только дефолт забыли. Все эти мотивы сплетаются в довольно-таки гармоничное (если близко не присматриваться) депрессивное полотно, которое приятно окутывает уставшие от позитива струны души.

Между тем, первая часть на фоне всего остального смотрится как-то не к месту нелепо. Действительно, в Южной Азии очень красиво. Действительно, человека определенного характера тут легко пробивает на лирику. Но между тем, герой этой истории не похож на поэта. Ему гораздо более подходит утилитарный стиль "постсоветской" части истории, где герой подбирает слова как импортные джинсы: что успел перехватить подешевке, то и носит. Сама по себе лирика неплохая, на самом деле, но просто выглядит этому герою неподходяще.

Coub в тему: ссылка.
Стиль: 4 Лапенки, но депрессивных, из 5 (постсоветская часть истории написана крепко-ладно, с приятным надрывом; но вот в Афганистан я тут не верю)
Сюжет: 4 культурных женщины в очереди перед тобой, из 5 (это крепкая четверка, поставленная истории, которая технично прошлась по всем задуманным идеям, но сами эти идеи не представляют собой совершенно ничего нового)
Соответствие теме: 1 коллективно-разобщенное прошлое на всех, из 1 (пусть даже его детали давно слились в единое коричнево-снежное месиво под подошвами; мы до сих пор, его вспоминая, смотрим друг на друга волками; зато в цирке не выступаем)

Итог: 9/11.
Автор: Hrisson [offline] , 28.02.2021 23:13 | Отредактировано 28.02.2021 в 23:18 29

Первая часть, имхо, нужна для контраста. Благодаря ей и подъезды становится депрессивней, и зима неприветливей для чувака с кредо: "имидж – все, а шарфы для не таких крутых стронгов как я!". Правда думаю что тут и так всего этого навалом из мрачных описаний – в итоге выходит перебор. Излишнее утрирование и такое самолюбование.
Автор: школьнек [offline] , 02.03.2021 11:38 30

В общем хорошая попытка в ностальгию и тему человечности людей на военном тылу. Но увы: нестыковки режут глаз, сочные описания бьют в молоко. Этот автор может лучше, только тему надо выбрать близкую для себя. Но в целом, конечно, это "самоизоляция" от дурного общества и разрухи. Не могу прям сказать что мне не понравилось, сатира вышла интересная.
Автор: школьнек [offline] , 02.03.2021 12:00 31

Подумалось, что, пожалуй, основная проблема рассказа (если говорить именно о проблемах) — клишированность. То есть и Афган тут прям такой, каким его обычно рисуют, и девяностые собрали все стандартные штампы, и страдания гг такие, какие обычно бывают у инвалидов-афганцев в типичных рассказах.

Автор, не стесняйся выражать свои собственные образы и эмоции. Они всегда интереснее, чем привычные, а потому вторичные устоявшиеся шаблоны. Пусть оно будет поначалу неряшливо, зато жИво.
Автор: SolohinLex [M] [offline] , 02.03.2021 12:11 32

Взгляд на изоляцию с этой стороны, конечно, интересный...

Но все это было уже тысячу раз.
Автор: wyleg [offline] , 07.03.2021 06:52 33

изоляция в семейном быте пожизнёвка,зацикленные воспоминания ссылка
Автор: Vened [offline] , 08.03.2021 18:02 34

Ёжику нэпманами их скорее всего может звать старое поколение которым 70+ им ещё рассказывали. Тем кто его видел в живую сейчас 90+ хм сомневаюсь что такой человек у нас будет писать.
Автор: Vened [offline] , 08.03.2021 21:45 | Отредактировано 08.03.2021 в 21:48 35

Одинокий танец после бала или комментарий "на посошок" от Фионы

Размеренные витиеватые описания – это довольно хитрая штука, которая, с одной стороны должна давать красивую картинку в голове у читателя, с другой – показать, как автор владеет словесностью, с третьей – может навевать зевоту, а с четвертой – таит в себе подводные источники перловки.
Например
Здесь скрыто зло в покорно склоненных глазах
Склоненные глаза. Точно, да?
Или вот:
Стрелок, оглушенный гулкими залпами пушки, обернулся к своим, блистая белыми зубами на смуглом от загара лице, и немедленно осел, увидев, как откинулся на броню Сашок, на серой от пыли куртке которого расцветает такой яркий, такой неестественно алый цветок.
  До удачного выстрела никому уже не было дела.

Первое предложение исключительно кинематографично. Блистающие зубы, расцветающая алым смертельная рана на пыльно-серой куртке (кстати, солдаты были в гражданском, что ли?). Но вот настроения не чувствуется. Автор описал ярко, сострадание должно было прийти от второго предложения про "Никому не было дела", но вместо этого я начинаю лихорадочно соображать, о каком из выстрелов идет речь, а потом искать, были ли еще в рассказе герои, вроде ж было не два солдата, а больше, почему уже никому нет дела? Все умерли? Но ведь вроде нет...
Это мелкая придирка, и я веду речь об этом потому, что автор в целом-то хорошо пишет, старается дать образ, и жаль его разрушать вот такими моментами.

В общем, если не заниматься колупанием в каждом предложении, на мой взгляд, в тексте избыток описаний, они нанизаны целыми ожерельями, и события за ними теряются и теряют свою остроту. Это же касается антуража.
Вот Афган - вот вам набор чинар, дувалов, сдобренных сурами Корана. Кстати, почему они извиваются-то?
Вот 90-е – вот вам варенки, пальто-луноход и новые нэпманы, омерзительные в своем кураже.
Мне даже показалось, что чавкающая слякоть, которой насыщена вторая часть рассказа, задумана лишь для того, чтоб дать броскую картинку – падающие в грязь солнышки.

Я не знаю, как ОХК умудрился не сразу понять, что герой в конце пошел на кладбище, это читается просто с первых слов последней части.
То есть, сюрприза с твистом не получилось. И если основная цель рассказа была дать этот внезапный поворот, то она не достигнута. Зато герой к этому повороту был очень даже готов. У него с собой "как раз" беленькая. Спивается чувак? Вполне вероятно, потому жена, небось, и пилит. Выходила за героя – а теперь замужем за забулдыгой. Вот и погнала его в слякоть и холод: "Иди, ирод, хоть мандаринов дитю купи, алкаш проклятый!" А он и не знает, где мандарины продаются, его Мекка – ларек, там, небось, зависает целыми днями, жалея себя. Спасибо, Петровна (кто она вообще? дворничиха? Или соседка? Стоило об этом упомянуть) подсказала.

И про этот рассказ я, в целом, не знаю, что в итоге сказать. С одной стороны, он любовно выписан и местами прорывается настроение. С другой стороны, он освещает давно известную ситуацию – всем насрать на ветеранов этой войны, и они чувствуют себя дерьмом, потому, что не могут даже утешаться тем, что защищали Родину.
Вот, кстати, может, стоило монолог героя таки довести до этой точки? Иначе рассказ повисает в воздухе.
В общем, недотянуто до настоящей мощи.
Автор: Fiona El Tor [M] [offline] , 09.03.2021 20:46 36

12