Вход
|
Регистрация
|
Восстановить пароль
Главная
О проекте
Правила
Сообщество
Форум
Чат
Для новичков
Игроков: 12376
[
+0
]
, онлайн:
37
Персонажей: 74312
[
+10
]
Игр: 7933
[
+2
]
Игровых сообщений: 2601197
[
+155
]
Активные игры
-
By Magic
(
3
/
3
)
-
[🝛][D&D 5e] 🌀 Out of Dungeon
(
1
/
1
)
-
Dungeon Keeper
(
20
/
44
)
-
Искра нового мира
(
190
/
0
)
-
Отражение
(
180
/
0
)
-
Тьма западного хребта
(
68
/
25
)
-
Не так то и просто быть Злым Наемником в Выкусиме
(
161
/
18
)
-
Тайны Пузыря "Нгуан"
(
71
/
6
)
-
[VtM] Модель нарушителя
(
46
/
10
)
-
Черный
(
19
/
1
)
-
Все активные игры
Набор игроков
-
Акселерация
(
5
/
0
)
-
Временной трансфер
(
1
/
3
)
-
Очередная история о выборах
(
0
/
3
)
-
Nomic
(
7
/
0
)
-
Крепость на границе с пустотой
(
40
/
3
)
-
[DW] Миф
(
11
/
22
)
-
Usual Meta
(
64
/
8
)
-
Фантазиум 4а
(
0
/
18
)
-
FriendshipHammer50k
(
11
/
16
)
-
[18+]Зомби, секс и мокрые улицы
(
2
/
2
)
-
Мафия LXVIII. Власть народа
(
0
/
6
)
-
Mafic Arena - 15
(
8
/
3
)
-
Солнечные Искры
(
17
/
37
)
-
[D&D 5e] Мир воскрешенных богов
(
41
/
0
)
-
[D&D4] За Багровыми Песками (v2)
(
6
/
3
)
-
Все игры с открытым набором
Завершенные игры
-
Все завершенные игры
Новые блоги
-
[Инфо] Сердце и Разум человека в ролевой игре
(
49
/
0
)
-
DM FM
(
6
/
18
)
-
Рисовал_очка
(
33
/
45
)
-
Солнечная Империя
(
73
/
353
)
-
Starforged: пересказ правил, заметки, плейтест
(
75
/
65
)
-
Все активные блоги
Форум
-
Для новичков
(3752)
-
Общий
(17806)
-
Игровые системы
(6252)
-
Набор игроков/поиск мастера
(41698)
-
Котёл идей
(4368)
-
Конкурсы
(16075)
-
Под столом
(20443)
-
Улучшение сайта
(11251)
-
Ошибки
(4386)
-
Новости проекта
(14692)
-
Неролевые игры
(11855)
Конкурс №7. "Горькие капли"
Вниз
Вернуться в раздел "Конкурсы"
Вниз
Горькие капли
Тема: Разница в мышлении.
Когда так много позади
всего, в особенности -- горя,
поддержки чьей-нибудь не жди,
сядь в поезд, высадись у моря.
Оно обширнее. Оно
и глубже. Это превосходство -
не слишком радостное. Но
уж если чувствовать сиротство,
то лучше в тех местах, чей вид
волнует, нежели язвит.
Архангельская область. Деревня Норенская. 1995г.
События, описанные ниже, произошли зимой почти двадцать лет назад в далекой и почти заброшенной деревне Норенская. В тот зимний день погода порадовала жителей и гостей этой глухой и почти покинутой всеми деревни тихим, спокойным вечером. Испытать на себе Норенскую зиму съехалось множество людей. В этот день должна была состояться встреча – концерт с известным писателем. Именно это культурное событие привело в это местечко так много людей. В числе журналистов, филологов, и даже политиков была я, в то время еще малоизвестная журналистка. Затянувшаяся непогода в Москве сильно утомила меня, но сейчас настроение мое изменилось, меня переполняла тихая радость, трепет от встречи с дорогим для меня писателем – Иосифом Александровичем Бродским, давно проживающим за рубежом, но сейчас пребывающем здесь, в Норенской. Заветный билет на концерт попал ко мне благодаря тому, что мой дядя являлся одним из организаторов концерта и знал о моей большой любви к поэту.
Представители поэта и принимающая сторона долго выбирали место для этого единственного выступления поэта в России, но сам Бродский согласился приехать и выступить только здесь, в месте, где когда-то он отбывал свою полуторагодовалую ссылку. И вот двадцать четвертого декабря тысяча девятьсот девяносто пятого года он прибыл сюда, где его ждали зрители, раскупившие билеты на концерт задолго до приезда поэта.
До деревни с вокзала я добиралась на такси. Старенькая машина с легкостью довезла меня до нужного мне места. До клуба же я решила пройти пешком.
На улице быстро темнело, но я неторопливо шла по тропинке, которую до меня протоптали сотни прошедших здесь сегодня людей. Я ускорила шаг лишь тогда, когда заметила свет из окон клуба. Мне показалось, что я могу опоздать и концерт начнется без меня.
Здание, где должен был проходить концерт, представлял собой обычный деревянный клуб построенный, наверное, еще в прошлом веке. В зале стоял стол, на нем - книги Иосифа Бродского и других авторов. Майки, значки и другая атрибутика с изображением писателя бойко раскупалась зрителями.
Зал был довольно большим, со сценой, справа и слева были расставлены простые лавки, между ними неширокий проход. Такое расположение лавок и неяркое освещение зала напомнило мне старую католическую церковь, виденную мной в одном из старых каталогов отца. Когда я прошла в зрительный зал, он уже был полон. В зале шепотом шло обсуждение, что Бродский уже приехал, и он где-то тут, и концерт скоро начнется. Я заняла свое место в предпоследнем ряду справа. В ожидании начала концерта разглядывала зрителей. В зале было много известных людей. До официального начала концерта оставалось пять-десять минут, когда вдруг наступила тишина. Вместе со всем залом я обернулась - по проходу шел Бродский. Писатель здоровался: кого-то приветствовал кивком головы, кому-то протягивал руку. Бродский находился в хорошем расположении духа, он явно доволен настоящим моментом, улыбался мягко, нежно, как умеет только он. Он был одет в хороший, дорогой костюм, который превосходно сидел на нем. От моего взора, не укрылось, то что поэт выглядел старше своих лет. Концерт, начинавшийся с минуту на минуту обещал быть самым запоминающимся в моей жизни.
Бродский еще раз поприветствовал зрителей уже со сцены. Видимо волнуясь, он начал не со стихов, а с воспоминаний о жизни здесь, в Норенской:
- Здравствуйте! Вы знаете, а на самом деле я здесь был некоторым образом счастлив. Я очень много написал здесь ...Это было в тысяча девятьсот шестьдесят четвертом году. И именно тут я написал стихи «Я умер в январе в начале года ...» Я вам их сегодня еще прочту. Может быть вы даже почувствуете разницу между моими ранними и поздними стихами. Я рад всех вас здесь видеть! – он замолкает, задумывается. Волнуясь, присаживается за стол стоящий на сцене.
Ведущий концерта, молодой человек лет двадцати пяти, произносит:
- Здравствуйте ! Приветствую всех присутствующих в зале! Начинаем наш концерт. Обычно вопросы задают в конце выступления, но сегодня давайте чуть- чуть отступим от этого правила, и Иосиф Александрович ответит на ваши вопросы и в начале выступления и в конце. Чтобы задать вопрос не требуется микрофон, помещение небольшое, думаю, всем будет слышно. Пожалуйста, задавайте свои вопросы!
Зрители зашушукались. Бродский, желая поддержать зрителей, сказал:
- Можно начать и с вопросов. Все здесь присутствующие хорошо знают меня, но не всех знаю я. Спрашивайте, не стесняйтесь. Будем знакомиться!
Одна из зрительниц поднялась со своего места.
- Вот сейчас у нас уже есть первый вопрос, пожалуйста - Ведущий засуетился около какой-то бабули.
- Здравствуйте. Меня зовут Вера Александровна. Я филолог. Очень длительное время преподаю. Я бы хотела задать вот такой вопрос: Скажите, Вы понимаете, какая для вас это была удача, что вас выслали из страны и лишили гражданства? Можно сказать, что без этого вы бы никогда не состоялись, как поэт!
Писатель:
- Вы знаете здесь на родине, в России, я много писал, но меня не печатали. Еще находясь в России я выучил английский, за границей улучшил свое знание языка и начал писать прозу на английском. За границей, преподавая, и продолжая писать стихи и прозу, меня печатали. И это сделало меня известным. И, полагаю, это стало составляющим успеха.
Ведущий:
- Думаю, ответ дан, можно задать следующий вопрос.
Поднявшийся мужчина представился и произнес:
- Как вы думаете, за что на самом деле вам дали Нобелевскую премию? Были ли политические мотивы?
- Премию? За стихи и прозу, надо полагать. За границей я много работаю, поверьте, и не занимаюсь политикой и каким-то уничтожением собственной страны. Хотя не скрою меня просили написать ряд разоблачительных статей, но я отказался.
Поэта перебивают. Многочисленные вопросы раздаются из зала.
- Скажите, за какие стихи вам стыдно? – вопрос из зала.
-Как вы преподаете в университетах, не имея даже среднего образования? – вопрос из зала.
-А ваши новые работодатели знают, что вы два раза лежали в психбольнице? - вопрос из зала.
- Мне не стыдно за свои стихи. Я хорошо знаю предмет. Наверное, мне доверяют -Бродский отвечает стоя.
- Как вы относитесь к высказыванию : человек, у которого "нерусская" кровь, не может быть русским поэтом? - вопрос из зала.
- Это бредовый вопрос - Бродский.
Ведущий:
- Может быть, дадим Иосифу Александровичу возможность прочесть свои стихи? А остальные вопросы желающие зададут позже?
Из зала раздается еще несколько провокационных вопросов.
Бродский:
- Судя по вопросам, я полагаю, что собравшемуся обществу мои стихи мало интересны!
Зал шумит. Зрители задают вопросы, не дожидаясь пока поэт ответит на предыдущий.
Новый вопрос выкрикнул из зала невнятно представившийся молодой человек:
- Скажите, а в США до сих пор называют вас гением?
Зал замолкает. Вдруг раздается смешок. Бродский улыбается и ждет, пока зал успокоится.
Я наблюдаю за всем со стороны, как люди перешептываются и смеются. Бродский, растерянно уставившись в пол, остается сидеть на своем месте и ждет. Кто-то из первых рядов, громко вслух произносит:
- Я пытался читать ваши, так сказать стихи, и никогда не мог понять их. О чем выпишете, вы можете объяснить?
Слова сопровождаются смехом собравшихся, который становится все заразительней и громче, почти до слез.
Ужас от происходящего охватывает меня, лишая возможности как-то протестовать, против происходящего. Бегло замечаю еще не сколько таких растерянных зрительских лиц. Я провожу рукой по своему лицу и чувствую, что оно мокрое от слез.
Бродский встает, спускается со сцены и проходит между рядов. Выходит из клуба.
Кое-кто из зрителей еще остается на своем месте, другие уже встают, кто-то пытается догнать Бродского, выбегая из клуба. Слышатся голоса:
-Вот подлец-то. Уехал.
Я встаю со своего места и подхожу к окну, всматриваюсь в темноту, но вижу лишь тени. Поэт уехал.
Ровно через месяц Бродского не стало. Ему было пятьдесят пять лет.
________________________________
*"Горькие капли" - название любимой шведской водки Бродского.
Автор:
Fiona El Tor
[
M
]
[
offline
]
, 03.03.2017 20:14
1
Я Бродского узнала сначала не из библиотеки, его "Пилигримы" у мамы в тетрадке были от руки переписанные. Этот рассказ - неправда. Не фантастика. А просто неправда.
Автор:
Texxi
[
offline
]
, 03.03.2017 21:18
2
Текси, надеюсь что так... Но что-то такое, застааляющее опасаться, чтотэто всё же правда, в рассказе присутствует... О_о
Автор:
SolohinLex
[
M
]
[
offline
]
, 03.03.2017 21:55
3
Не удивлюсь, что правда, только сомневаюсь, что в Норенской.
Автор:
Зареница
[
offline
]
, 03.03.2017 23:45
4
Божественное название!
А Бродского после эпиграфа все-таки стоило бы упомянуть! Сам Авторствуй, а других не забывай — заповедь.
В остальном, мне понравилось, я не сильна в истории и биографиях, но всему верю. Рассказ вызывает сопереживание и размышления, хоть тема, конечно, не нова.
Отвергнутые поэты, непризнанный гений, набоковы больше не рождаются — это мы все трем и перетираем, увы, до тлена уже дотерли.
Впрочем, здесь эта тема дана вполне художественно, что мне очень приятно, и автору я пожму руку.
Автор:
Инайя
[
offline
]
, 04.03.2017 07:42
5
А мне обидно за маму, которая стихи в тетрадку переписывала. И за других. И очень обидно, что вы этому всему верите. Как будто оболгали многих хороших людей, которых я знаю, вот всех сразу. Хотя, в рассказе описаны не простые люди, конечно, а различные "сливки общества". Так тем более, говорить за всех они не могут. А создается впечатление, что поэт тут не был нужен никому. В общем, я очень-очень расстроилась от этого рассказа. Художественно он хорош, но содержание...
P. S. Бродский не возвращался в Россию.
Автор:
Texxi
[
offline
]
, 04.03.2017 08:01
6
Ад какой... причем, не столько в рассказе, сколько в комментариях.
А я не верю не в рассказ в целом. Потому что это рассказ, в него глупо верить или не верить. Я не верю в то, что какие-нибудь наркоманы попрутся зимой в деревню просто чтобы позадавать другому наркоману пару провокационных вопросов. В между тем, в этом - все повествование.
И на самом деле, вся эта фигня происходит иначе. Собирается обычный зал, на сцену выходит Евтушенко, читает неинтересные стихи, говорит какую-нибудь политическую фигню и сваливает. Кстати, хороший вопрос - что я там делал... но с другой стороны, это было не в деревне и никуда переться не пришлось.
Как мне кажется, рассказ произвел бы лучшее ощущение, если бы тут не использовался реальный человек. Сложно что ли придумать поэта-русофоба и задавать ему провокационные вопросы? Получилось бы тоньше, и народ спорил бы за аллюзии на ту или иную личность. А так...
Автор:
Black Dragon
[
online
]
, 05.03.2017 09:40
7
Показать содержимое
— У нас всегда шли разговоры о том, чтобы поехать в Россию. Когда его сына не выпустили к нему после вручения Нобелевской премии, он хотел туда поехать. Была возможность в конце 80-х попасть в Ленинград на два дня без визы: ты живешь на пароходе и можешь спускаться на берег. Мы готовились, я помогал ему с документами. Но у него в итоге не получилось. Конечно, ему было страшно любопытно встретиться со старыми друзьями. Но он вообще был туг на решения. «С одной стороны, с другой стороны...» — это у него было все время. Иногда было с ним трудно, когда надо было что-нибудь решить. Потом, уже после падения Берлинской стены, его приглашали в Россию, сделали его почетным гражданином Петербурга... Он боялся, понимаете? Он боялся, что его обнимут не только друзья, но и враги. Люди, которые были против него, сейчас окажутся его приятелями. Он боялся, что ему будет это слишком трудно, что он не выдержит.
Из интервью с Бенгтом Янгфельдтом
Собственно, Дракон выше правильно сказал -- идея взять ФИО реального поэта для рассказа весьма неудачна. Что, собственно, видно и из обсуждения, пошедшего в русле верю-не верю. Это как в мафию игра, сомневаюсь, что у автора именно такой задумка была. Гораздо интереснее было бы, кмк, подразумевать, наделить узнаваемыми фактами биографии и характерными чертами, мол, в 95-и приезжал к нам из Америки маститый поэт, которого выслали в 70-х и с тех пор, курение его постоянное можно было обыграть (сел за стол, нервными пальцами достал сигарету из желтой пачки, поискал глазами пепельницу), ритмическую монотонность при декламации, Венецию приплести, на край. В общем, задачка интересная и ненужной мистификации можно было бы избежать. И еще, почему "концерт"? Концерты дают артисты, к примеру, Казаков читает стихи Бродского -- это концерт, а у поэтов и писателей все же обычно творческие встречи или вечера имеют место быть. Жванецкий и прочие артистично читающие себя авторы -- случаи особые, Бродский в их число точно не входил, свои стихи читал своеобразно, очень на любителя.
Хм, да и разницу в мышлении гораздо лучше передает знаменитый отрывок стенограммы суда ("А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?" -- "Никто. (Без вызова) А кто причислил меня к роду человеческому?" и тд), чем то, что представлено в рассказе. Это, конечно, вкусовщина, но у каждого свой Бродский, вполне понимаю разочарование Texxi.
Автор:
AlarDyce
[
offline
]
, 06.03.2017 10:52
|
Отредактировано 13.03.2017 в 14:40
8
почти
заброшенной деревне Норенская. В тот зимний день погода порадовала жителей и гостей этой глухой и
почти
Фу, повторы. :(
должна была состояться встреча – концерт с известным писателем
Концерт? Обычно концерты дают артисты, а не писатели. И что же писатель собирался играть? Гамлета?
отбывал свою полуторагодовалую ссылку
Полутора
годовалая
бывает сука, а ссылка -- полутора
годичная
.
Ой, ну вот как там можно умудриться выстроить рассказ, что скучно уже с первых предложений?
Мне скучен этот текст. :(
довезла меня до нужного мне места
Чот дохрена лишних местоимений в тексте. От "мне" легко можно избавиться без потери смысла.
- Здравствуйте !
Однако концептуальная у автора орфография. Пробел перед восклицательным знаком, это ж надо. А ещё про великого писателя пишет, постыдилась бы.
И что, и всё? А рассказ-то где?
Автор:
Рикардо Дель Тави
[
offline
]
, 13.03.2017 08:58
|
Отредактировано 13.03.2017 в 09:38
9
Еще добавлю к высказавшимся. Я чувствую себя обманутым. С некоторым трудом я читаю репортаж о встрече с Бродским, которого, признаюсь, не знаю, но готов узнать. Читаю-читаю и бац! Он ушел, обиженный, и оставил зал обиженным. И меня.
Читатель не знает, что поэта может любой обидеть? Что нет пророка в своем отечестве? Может быть нам важно было узнать сорт водки?
Что я должен вынести из этой стенограммы? Где характеры, персонажи?
Я вижу, что автор любит этого поэта. Так дай нам возможность проникнуться этой любовью через тебя.
Автор:
Sheks
[
offline
]
, 13.03.2017 12:13
|
Отредактировано 13.03.2017 в 12:15
10
У меня возникло такое ощущение, что автор просмотрел ли, вообразил ли перед собой документальное видео о концерте Бродского в деревне Норенская и затем детально описал всё, что увидел. Ничего лишнего, ни метафор, ни прочих тропов. Одни детали и действия. А затем придумал журналистку, от чьего лица будет вестись повествование, и сделал от неё вставку (с несколькими тропами) в начале и чуточку дальше по тексту.
Итого получился скучный рассказ-документалка. Но тема его будет, наверно, всегда актуальной: "быдло затроллировали интеллигента. О времена, о нравы!". Не думаю, что такой рассказ годится для конкурса на ролевом сайте. Очевидно, он будет вызывать какую-то иную реакцию у людей, знакомых с творчеством Бродского. Я вот не знаком вообще. Однако стихи в эпиграфе (его ведь?) понравились.
Самое лучшее в этом рассказе: первый абзац.
Автор:
Romay
[
M
]
[
offline
]
, 14.03.2017 16:05
|
Отредактировано 14.03.2017 в 16:06
11
Неплохо раскрыта тема. Хорошее название. В целом читается легко и ошибок нет, хотя и особой красоты слога тоже. Морализаторство не люблю, особенно такое однобокое, да и тема избитая, но и это в общем-то терпимо. Не шедевр, но и не совсем дно. Чего я не понимаю, так это того почему всех так смутил Бродский. Да, это неправда, дальше что? Не первый раз на конкурс рассказ в жанре альтернативной истории отправляют, а тут вообщем-то ясно к чему эта альтернативность нужна. Или нужно прямо указывать что это именно альтернативная история? Вообще наверное нужно, а то иногда неясно, где сознательная альтернативка, а где недостаток образования автора ^^
Автор:
alien
[
M
]
[
offline
]
, 15.03.2017 03:09
|
Отредактировано 15.03.2017 в 03:09
12
Да, это неправда, дальше что?
Дальше то, что это очень неубедительная неправда. Врать-то стоит ради любви к искусству, а не ради банального морализаторства с известным именем в виде подкрепления идеи. От Бродского тут ничего нет, кроме ФИО и привязанного к его имени топонима. Была бы разница, будь это концерт Эрнста Неизвестного в
Свердловске
Екатеринбурге или Рудольфа Нуриева в поезде Москва-Владивосток? Главное ж осмеять непонятого гения, но если его при этом зовут, к примеру, Полуэкт Акакиевич Попертый, то мораль уже не так весома. Собственно, вот, основная претензия к автору -- что "писатель Иосиф Александрович Бродский" получился неинтересный, да вообще никакой, гирька для
кистеня, чтобы читателя шандарахнуть
веса. Кстати, на прошлом конкурсе Ленин девок соблазнял и пивчарским не брезговал, и ничего, как живой (%
Автор:
AlarDyce
[
offline
]
, 15.03.2017 09:37
|
Отредактировано 15.03.2017 в 17:17
13
Что-то в этом есть, если оперировать категориями Босса. Полностью разделяю претензии к неуместной в данном случае альтернативной истории, предложение заменить Бродского на абстрактного героя-поэта тоже кажется здравым. Рассказ бы при этом хуже не стал, а знатоки наверняка пытались бы по характерным чертам образа угадать самого персонажа.
Написано пресно, слегка скучновато. Документалистика или автобиографическая зарисовка. Я прочувствовал рассказ и заинтересовался лишь ко второй половине, когда вышеупомянутое морализаторство разогналось в полную силу. По-своему зацепил этот образ нескольких с пониманием переглядывающихся людей в безликой толпе, хоть тронул он меня совершенно не тем посылом, который изначально попытался придать ему автор.
Автор:
Akkarin
[
M
]
[
offline
]
, 15.03.2017 17:07
14
Да, это неправда, дальше что? Не первый раз на конкурс рассказ в жанре альтернативной истории отправляют, а тут вообщем-то ясно к чему эта альтернативность нужна. Или нужно прямо указывать что это именно альтернативная история? Вообще наверное нужно, а то иногда неясно, где сознательная альтернативка, а где недостаток образования автора ^^
А причем тут это? Это неправда не потому, что такого факта не было, а потому что люди не вели бы себя так. Это неясно? Абстрактный автор не оскорбляет ничьих чувств, вот этот рассказ меня лично обидел. Просто потому, что конкретный человек и конкретное время, которое я хорошо помню, воспринимается, как если бы мне сказали: "вы жили, как подонки, потому что я так вижу".
Автор:
Texxi
[
offline
]
, 15.03.2017 20:34
15
Стих Бродского. Деревня сибирская. Девяностые годы. Прочитанный рассказ. Знаете, что я первым делом сделал? Полез на википедию. И это главный плюс рассказа, что он заставляет задать себе вопрос – "а было такое?". И уже после этого вопрос "а могло ли такое быть?" Лично для меня ответ – "да, могло". Вот только Бродский до момента, когда это стало и возможным, и достаточно высоковероятным, просто не дожил.
В этом плане рассказ со своей задачей справляется.
В остальном… я не верю в описанные образы. Я не верю в сдающегося Бродского. Я не верю в людей, которые поехали в глушь только чтобы позадавать провокационные вопросы. Я не верю в то, что их оказалось большинство, во всяком случае в тот исторический период.
Очень негативное впечатление производит пунктуация. Лишние или, наоборот, пропущенные знаки. Не только запятые. Будто специально подобран именно тот стиль подачи прямой речи, который я не люблю.
С поставленной темой рассказ все-таки справляется. Хотя позиция протагониста-рассказчика размазана по тексту, ее наскрести можно для того, чтобы контраст был не между мыслями читателя и аудитории, а между восприятием рассказчика и аудитории.
Автор:
Alpha-00
[
offline
]
, 16.03.2017 20:01
16
Спасибо всем, кто написал отзыв! Просьба ко всем, кто уже писал свой критический отзыв, больше ничего не писать!
https://www.youtube.com/watch?v=NhTT8pqNAMg
(Можно перейти по ссылке и найти там интервью с И. А. Бродским)
Когда так много позади
всего, в особенности -- горя,
поддержки чьей-нибудь не жди,
сядь в поезд, высадись у моря.
Оно обширнее. Оно
и глубже. Это превосходство -
не слишком радостное. Но
уж если чувствовать сиротство,
то лучше в тех местах, чей вид
волнует, нежели язвит.
И.А. Бродский
"Горькие капли"
Архангельская область. Деревня Норенская. Зима 1995г.
В тот зимний день погода порадовала жителей и гостей этой глухой и почти покинутой всеми деревни тихим, спокойным вечером. Испытать на себе Норенскую зиму съехалось множество людей. В этот день должна была состояться встреча – концерт с известным писателем. Именно это культурное событие привело в это местечко так много людей. В числе журналистов, филологов, и даже политиков была я, в то время еще малоизвестная журналистка. Затянувшаяся непогода в Москве сильно утомила меня, но сейчас настроение мое изменилось, меня переполняла тихая радость, трепет от встречи с дорогим для меня писателем – Иосифом Александровичем Бродским, давно проживающим за рубежом, но сейчас пребывающем здесь, в Норенской. Заветный билет на концерт попал ко мне благодаря тому, что мой дядя являлся одним из организаторов концерта и знал о моей большой любви к поэту.
Представители поэта и принимающая сторона долго выбирали место для этого единственного выступления поэта в России, однако сам Бродский согласился приехать и выступить только здесь, в месте, где когда-то он отбывал свою полуторагодовалую ссылку. И вот двадцать четвертого декабря тысяча девятьсот девяносто пятого года поэт прибыл сюда, где его ждали зрители, раскупившие билеты на концерт задолго до его приезда.
До деревни с вокзала я добиралась на такси - старенькой машине, которая с легкостью довезла меня до центра деревни . До клуба же я решила пройти пешком.
На улице быстро темнело. Я неторопливо шла по тропинке, которую до меня протоптали сотни прошедших здесь сегодня людей. Я ускорила шаг лишь тогда, когда заметила свет из окон клуба. Мне отчего-то показалось, что могу опоздать, и концерт начнется без меня.
Здание, где должен был проходить концерт, представляло собой обычный деревянный клуб, построенный, наверное, еще в прошлом веке. В зале стоял стол, на нем - книги Иосифа Бродского и других авторов. Майки, значки и другая атрибутика с изображением писателя бойко раскупалась зрителями.
Зал был довольно большим, со сценой, справа и слева были расставлены простые лавки, между ними неширокий проход. Такое расположение лавок и неяркое освещение зала напомнило мне старую католическую церковь, виденную мной в одном из старых каталогов отца. Когда я вошла в зрительный зал, он уже был полон. Громким шепотом шло обсуждение, что Бродский уже приехал, и он где-то тут, и концерт скоро начнется. Я заняла свое место в предпоследнем ряду справа. В ожидании начала концерта разглядывала зрителей, среди которых оказалось много известных людей. До официального начала концерта оставалось еще пять-десять минут, когда вдруг наступила тишина. Весь зал и я вместе с ним интуитивно обернулись - по проходу шел Бродский. Писатель здоровался: кого-то приветствовал кивком головы, кому-то протягивал руку. Бродский находился в хорошем расположении духа, он был доволен настоящим моментом, улыбался мягко, нежно, как умел только он. Он был одет в хороший, дорогой костюм, превосходно сидевший на нем. От моего взора, не укрылось, то что поэт выглядел старше своих лет.
Да, концерт, который должен был сейчас начаться, обещал быть самым запоминающимся в моей жизни.
Бродский еще раз поприветствовал зрителей уже со сцены. Видимо, волнуясь, он начал не со стихов, а с воспоминаний о жизни здесь, в Норенской:
- Здравствуйте! Вы знаете, а на самом деле я здесь был некоторым образом счастлив. Я очень много написал здесь ...Это было в тысяча девятьсот шестьдесят четвертом году. И именно тут я написал стихи «Я умер в январе в начале года ...» Я вам их сегодня еще прочту. Может быть, вы даже почувствуете разницу между моими ранними и поздними стихами. Я рад всех вас здесь видеть! – Он замолк, задумался. Полный волнения присел за стоящий на сцене стол.
Ведущий концерта, молодой человек лет двадцати пяти, произнес:
- Здравствуйте! Приветствую всех присутствующих в зале! Начинаем наш концерт. Обычно вопросы задают в конце выступления, но сегодня давайте чуть- чуть отступим от этого правила, и Иосиф Александрович ответит на ваши вопросы и в начале выступления и в конце. Чтобы задать вопрос не требуется микрофон, помещение небольшое, думаю, всем будет слышно. Пожалуйста, задавайте свои вопросы!
Зрители зашушукались. Бродский, желая поддержать зрителей, сказал:
- Можно начать и с вопросов. Все здесь присутствующие хорошо знают меня, но не всех знаю я. Спрашивайте, не стесняйтесь. Будем знакомиться!
Одна из зрительниц поднялась со своего места.
- Здравствуйте. Меня зовут Вера Александровна. Я филолог. Очень длительное время преподаю. Я бы хотела задать вот такой вопрос: Скажите, Вы понимаете, какая для вас это была удача, что вас выслали из страны и лишили гражданства? Можно сказать, что без этого вы бы никогда не состоялись, как поэт!
Писатель:
- Вы знаете, здесь на родине, в России, я много писал, но меня не печатали. Еще находясь в России, я выучил английский, за границей улучшил свое знание языка и начал писать прозу на нем. Там же, преподавая, я продолжил писать стихи и прозу, и меня стали печатать. Наверное, это сделало меня известным. По крайней мере, полагаю, это стало составляющим успеха.
Ведущий:
- Думаю, ответ дан, можно задать следующий вопрос.
Поднявшийся мужчина представился и произнес:
- Как вы думаете, за что на самом деле вам дали Нобелевскую премию? Были ли политические мотивы?
- Премию? За стихи и прозу, надо полагать. За границей я много работаю, поверьте, и не занимаюсь политикой и каким-то уничтожением собственной страны. Хотя не скрою меня просили написать ряд разоблачительных статей, но я отказался.
Поэта перебивают. Многочисленные вопросы раздаются из зала.
- Скажите, за какие стихи вам стыдно?
-Как вы преподаете в университетах, не имея даже среднего образования?
-А ваши новые работодатели знают, что вы два раза лежали в психбольнице?
- Мне не стыдно за свои стихи. Я хорошо знаю предмет. Наверное, мне доверяют. - Бродский отвечал напряженным голосом и уже стоя.
- Как вы относитесь к высказыванию: человек, у которого "нерусская" кровь, не может быть русским поэтом?
- Это бредовый вопрос. - Бродский.
Ведущий:
- Может быть, дадим Иосифу Александровичу возможность прочесть свои стихи? А остальные вопросы желающие зададут позже?
Раздается еще несколько провокационных реплик.
Бродский:
- Судя по вопросам, я полагаю, что собравшемуся обществу мои стихи мало интересны!
Зал шумит. Зрители задают вопросы, не дожидаясь пока поэт ответит на предыдущий.
Новый вопрос выкрикнул из зала невнятно представившийся молодой человек:
- Скажите, а в США до сих пор называют вас гением?
Зал замолк. Вдруг раздался смешок. Бродский улыбался в ожидании, пока зал успокоится. Я видела, как многие в зале начинали смеяться и не могли остановиться. Бродский, растерянно уставившись в пол, оставался на своем месте и ждал. И тут кто-то из первых рядов, громко вслух произнес:
- Я пытался читать ваши, так сказать стихи, и никогда не мог понять их. О чем выпишете, вы можете объяснить?
Слова дополнил смех собравшихся, который становился все заразительней и громче.
Меня охватил ужас от происходящего, лишая возможности как-то протестовать против всего этого. Лишь несколько человек из всего зала выглядели растеряно, удивленно и разочаровано, так же , как и я. Я провела рукой по лицу и ощутила, что оно мокрое от слез.
Бродский спустился со сцены и спокойно с достоинством покинул клуб.
Кое-кто из зрителей еще оставался на своем месте, другие уже встали, а кто-то пытался нагнать Бродского и впопыхах выбегал из клуба. Слышатся голоса:
-Вот подлец-то. Уехал.
Я встала со своего места и подошла к окну, но всматриваясь в темноту, увидела лишь тени. Поэт уехал.
Ровно через месяц Бродского не стало. Ему было пятьдесят пять лет.
P.S. "Горькие капли" - название любимой шведской водки Бродского.
Автор:
fokys
[
offline
]
, 24.03.2017 15:01
|
Отредактировано 26.03.2017 в 20:38
17
Рассказ, как ни странно, сравниваешь подсознательно с русофобией. Герой тоже возвращается "в деревню", тоже испытывает трения с "народом" и тоже погибает.
Но есть одно действительно серьезное отличие. В "Горькие капли" добавлен автор.
Язык и стиль:
Стиль простой, не перетяжеленный эпитетами. В каком-то смысле это адекватно задаче — рассказ о сильных чувствах в трагическом ключе располагает к некоторой строгости, сдержанности.
Но с другой — тут же про поэта! Тут хочется, чтобы было хлестко, сильно и красиво сказано.
В этом месте я должен сделать важное признание: Я не фанат Бродского. Я не уверен, что узнал бы его на фотографии, а узнав, заулыбался бы. И наверное для ценителей этот текст воспринимался бы по-другому. Но лично мне в нем не хватило самого поэта.
Вот сравните: "Серега был классный" и "Серега со своим жизнелюбием источал столько тепла, что мне достаточно было увидеть его смешно оттопыренную губу — и все проблемы сразу же казались решаемыми." Из первого варианта мы узнаем, как автор относится к Сереге, а из второго мы понимаем, что он и правда классный парень.
Банально, но факт - я не знаю, кто автор, поэтому его отношение к Бродскому меня не трогает. А про самого Бродского тут рассказано мало. Нет даже интонаций в репликах:
- Это бредовый вопрос. - Бродский.
Писатель:
Бродский:
- Судя по вопросам, я полагаю, что собравшемуся обществу мои стихи мало интересны!
Это рассказ или стенограмма?
Кстати, любопытно, что охальнические реплики публики звучат гораздо более живыми и в них верится как-то легче, чем во фразы Бродского, для которых надо додумывать интонации.
Зал замолк. Вдруг раздался смешок. Бродский улыбался в ожидании, пока зал успокоится. Я видела, как многие в зале начинали смеяться и не могли остановиться. Бродский, растерянно уставившись в пол, оставался на своем месте и ждал.
Вот тут я вообще не понял, это был смешок из зала или смешок поэта? И такой резкий переход от улыбки к растерянности в тексте, никак не описанный.
В общем, Бродского в тексте, к сожалению, мало. Это особенно играет роль для человека, который не слушал его выступления, не смотрел записи и т.д. Такого, как я.
Да и характер лирического героя (героини) особенно не очерчен. Ну да, мы поняли, что вот она-то Бродского любит. Но нам-то что? А что она за человек?
Из плюсов должен отметить хорошее название. Правда, классно выбрано!
Сюжет и динамика:
В этом рассказе, к сожалению, отсутствует завязка. Бродский приезжает, ок. Но из чего я должен сделать вывод, что его освищут?
Первая часть рассказа вообще является куском, который к выступлению особого отношения не имеет и напоминает такое в меру пресное хорошее выпускное сочинение описательного характера.
А там должна где-то закладываться бомба, из которой растут ноги у напряжения, должен угадываться призрак финала.
А он не угадывается.
Даже вон
Писатель здоровался: кого-то приветствовал кивком головы, кому-то протягивал руку.
И вот эти люди, которые ему пожимали руки, потом над ним издевались? Ну да, в жизни такое бывает. Но в рассказе это выглядит, как "ни с того ни с сего набросились на человека".
Нарастание определенное есть, но нет спада между кульминацией (уход) и развязкой (смерть). Просто ушел - и сразу умер. Это, кстати, может, и неплохо, и подчеркивает связь, но... мне бы хотелось вот сюда вставить больше автора (вернее, лирического героя), которого было много в начале, а вот теперь он куда-то делся.
Я встала со своего места и подошла к окну, но всматриваясь в темноту, увидела лишь тени. Поэт уехал.
Этого мало. Я и так понял, что он уехал.
Там, черт возьми, просится, чтобы героиня его догнала, они о чем-то поговорили... вот это был бы спад.
А так конец обрублен, словно топором, и мне не кажется, что это правильно.
Результат:
Что-то в этом есть. Но к сожалению мало просто изложить события, чтобы написать интересный рассказ. Мало просто разложить детали, надо присобачить к ним пружину, которая пол-рассказа будет сгибаться, а потом распрямится и даст читателю под дых. А тут пружина не прицеплена к началу, поэтому не сгибается.
Автор:
Da_Big_Boss
[
online
]
, 27.03.2017 20:37
|
Отредактировано 27.03.2017 в 20:39
18
Я обещала автору ставить свой отзыв, и вообще обещала пробежаться по рассказам. Потому, хоть и с опозданием, но выполняю.
Я буду кратка - многое уже сказали, и многое сказали по делу.
Во-первых, я хочу сказать, что по сравнению с прошлым годом автор ЗНАЧИТЕЛЬНО прибавил в мастерстве. В прошлом конкурсе это была скучная зарисовка "Из жизни". В этом - действительно рассказ, и рассказ интересный.
Во-вторых, и это очень важно, ИМХО.
Рассказ зацепил публику. Обратите внимание - отзывы, особенно вначале, были не столько "разборные", сколько "реактивные". Рассказ вызвал по-настоящему живое обсуждение, желание поспорить, и это здорово.
В-третьих, на мой взгляд стилистика суховатого репортажа в данном случае уместна. Да, тут все правильно сказали (и не только тут, а и в отзывах жюри) насчет того, как можно было бы более тонко и эффектно подать тему, спрятав имя Бродского, так, чтобы его можно было угадывать, но не упрекать автора в отклонении от биографии.
И в четвертых. Я, на самом деле, не считаю, что это плохо - уклонение от биографии.Такое себе размышление на тему: "Как могло бы быть, если бы Бродский действительно поехал в Россию". Тем более, что насколько мне известно, в рассказе использованы реальные вопросы, которые задавались Бродскому в разных случаях.
Итого: Конечно, автору есть куда расти, но рост есть, и это радует.
Автор:
Fiona El Tor
[
M
]
[
offline
]
, 17.04.2017 18:16
|
Отредактировано 17.04.2017 в 18:17
19
Вверх
Опросы
Нет активных опросов.
Жалобы и предложения
-
Оставить жалобу
-
Сообщить об ошибке
Загрузка данных...
Помочь проекту
Средства на покрытие расходов и
развитие проекта в 2024:
73/700 €
Социальные сети
-
Группа во Вконтакте
Партнеры
↑
скрыть