Набор игроков

Завершенные игры

Новые блоги

- Все активные блоги

Форум

- Для новичков (3752)
- Общий (17806)
- Игровые системы (6252)
- Набор игроков/поиск мастера (41698)
- Котёл идей (4368)
- Конкурсы (16075)
- Под столом (20443)
- Улучшение сайта (11251)
- Ошибки (4386)
- Новости проекта (14692)
- Неролевые игры (11855)

Конкурс №7. "Горькие капли"

Горькие капли
Тема: Разница в мышлении.

      Когда так много позади
      всего, в особенности -- горя,
      поддержки чьей-нибудь не жди,
      сядь в поезд, высадись у моря.
      Оно обширнее. Оно
      и глубже. Это превосходство -
      не слишком радостное. Но
      уж если чувствовать сиротство,
      то лучше в тех местах, чей вид
      волнует, нежели язвит.



Архангельская область. Деревня Норенская. 1995г.

События, описанные ниже, произошли зимой почти двадцать лет назад в далекой и почти заброшенной деревне Норенская. В тот зимний день погода порадовала жителей и гостей этой глухой и почти покинутой всеми деревни тихим, спокойным вечером. Испытать на себе Норенскую зиму съехалось множество людей. В этот день должна была состояться встреча – концерт с известным писателем. Именно это культурное событие привело в это местечко так много людей. В числе журналистов, филологов, и даже политиков была я, в то время еще малоизвестная журналистка. Затянувшаяся непогода в Москве сильно утомила меня, но сейчас настроение мое изменилось, меня переполняла тихая радость, трепет от встречи с дорогим для меня писателем – Иосифом Александровичем Бродским, давно проживающим за рубежом, но сейчас пребывающем здесь, в Норенской. Заветный билет на концерт попал ко мне благодаря тому, что мой дядя являлся одним из организаторов концерта и знал о моей большой любви к поэту.
Представители поэта и принимающая сторона долго выбирали место для этого единственного выступления поэта в России, но сам Бродский согласился приехать и выступить только здесь, в месте, где когда-то он отбывал свою полуторагодовалую ссылку. И вот двадцать четвертого декабря тысяча девятьсот девяносто пятого года он прибыл сюда, где его ждали зрители, раскупившие билеты на концерт задолго до приезда поэта.
До деревни с вокзала я добиралась на такси. Старенькая машина с легкостью довезла меня до нужного мне места. До клуба же я решила пройти пешком.
На улице быстро темнело, но я неторопливо шла по тропинке, которую до меня протоптали сотни прошедших здесь сегодня людей. Я ускорила шаг лишь тогда, когда заметила свет из окон клуба. Мне показалось, что я могу опоздать и концерт начнется без меня.
Здание, где должен был проходить концерт, представлял собой обычный деревянный клуб построенный, наверное, еще в прошлом веке. В зале стоял стол, на нем - книги Иосифа Бродского и других авторов. Майки, значки и другая атрибутика с изображением писателя бойко раскупалась зрителями.
Зал был довольно большим, со сценой, справа и слева были расставлены простые лавки, между ними неширокий проход. Такое расположение лавок и неяркое освещение зала напомнило мне старую католическую церковь, виденную мной в одном из старых каталогов отца. Когда я прошла в зрительный зал, он уже был полон. В зале шепотом шло обсуждение, что Бродский уже приехал, и он где-то тут, и концерт скоро начнется. Я заняла свое место в предпоследнем ряду справа. В ожидании начала концерта разглядывала зрителей. В зале было много известных людей. До официального начала концерта оставалось пять-десять минут, когда вдруг наступила тишина. Вместе со всем залом я обернулась - по проходу шел Бродский. Писатель здоровался: кого-то приветствовал кивком головы, кому-то протягивал руку. Бродский находился в хорошем расположении духа, он явно доволен настоящим моментом, улыбался мягко, нежно, как умеет только он. Он был одет в хороший, дорогой костюм, который превосходно сидел на нем. От моего взора, не укрылось, то что поэт выглядел старше своих лет. Концерт, начинавшийся с минуту на минуту обещал быть самым запоминающимся в моей жизни.
Бродский еще раз поприветствовал зрителей уже со сцены. Видимо волнуясь, он начал не со стихов, а с воспоминаний о жизни здесь, в Норенской:
- Здравствуйте! Вы знаете, а на самом деле я здесь был некоторым образом счастлив. Я очень много написал здесь ...Это было в тысяча девятьсот шестьдесят четвертом году. И именно тут я написал стихи «Я умер в январе в начале года ...» Я вам их сегодня еще прочту. Может быть вы даже почувствуете разницу между моими ранними и поздними стихами. Я рад всех вас здесь видеть! – он замолкает, задумывается. Волнуясь, присаживается за стол стоящий на сцене.
Ведущий концерта, молодой человек лет двадцати пяти, произносит:
- Здравствуйте ! Приветствую всех присутствующих в зале! Начинаем наш концерт. Обычно вопросы задают в конце выступления, но сегодня давайте чуть- чуть отступим от этого правила, и Иосиф Александрович ответит на ваши вопросы и в начале выступления и в конце. Чтобы задать вопрос не требуется микрофон, помещение небольшое, думаю, всем будет слышно. Пожалуйста, задавайте свои вопросы!
Зрители зашушукались. Бродский, желая поддержать зрителей, сказал:
- Можно начать и с вопросов. Все здесь присутствующие хорошо знают меня, но не всех знаю я. Спрашивайте, не стесняйтесь. Будем знакомиться!
Одна из зрительниц поднялась со своего места.
- Вот сейчас у нас уже есть первый вопрос, пожалуйста - Ведущий засуетился около какой-то бабули.
- Здравствуйте. Меня зовут Вера Александровна. Я филолог. Очень длительное время преподаю. Я бы хотела задать вот такой вопрос: Скажите, Вы понимаете, какая для вас это была удача, что вас выслали из страны и лишили гражданства? Можно сказать, что без этого вы бы никогда не состоялись, как поэт!
Писатель:
- Вы знаете здесь на родине, в России, я много писал, но меня не печатали. Еще находясь в России я выучил английский, за границей улучшил свое знание языка и начал писать прозу на английском. За границей, преподавая, и продолжая писать стихи и прозу, меня печатали. И это сделало меня известным. И, полагаю, это стало составляющим успеха.
Ведущий:
- Думаю, ответ дан, можно задать следующий вопрос.
Поднявшийся мужчина представился и произнес:
- Как вы думаете, за что на самом деле вам дали Нобелевскую премию? Были ли политические мотивы?
- Премию? За стихи и прозу, надо полагать. За границей я много работаю, поверьте, и не занимаюсь политикой и каким-то уничтожением собственной страны. Хотя не скрою меня просили написать ряд разоблачительных статей, но я отказался.
Поэта перебивают. Многочисленные вопросы раздаются из зала.
- Скажите, за какие стихи вам стыдно? – вопрос из зала.
-Как вы преподаете в университетах, не имея даже среднего образования? – вопрос из зала.
-А ваши новые работодатели знают, что вы два раза лежали в психбольнице? - вопрос из зала.
- Мне не стыдно за свои стихи. Я хорошо знаю предмет. Наверное, мне доверяют -Бродский отвечает стоя.
- Как вы относитесь к высказыванию : человек, у которого "нерусская" кровь, не может быть русским поэтом? - вопрос из зала.
- Это бредовый вопрос - Бродский.
Ведущий:
- Может быть, дадим Иосифу Александровичу возможность прочесть свои стихи? А остальные вопросы желающие зададут позже?
Из зала раздается еще несколько провокационных вопросов.
Бродский:
- Судя по вопросам, я полагаю, что собравшемуся обществу мои стихи мало интересны!
Зал шумит. Зрители задают вопросы, не дожидаясь пока поэт ответит на предыдущий.
Новый вопрос выкрикнул из зала невнятно представившийся молодой человек:
- Скажите, а в США до сих пор называют вас гением?
Зал замолкает. Вдруг раздается смешок. Бродский улыбается и ждет, пока зал успокоится.
Я наблюдаю за всем со стороны, как люди перешептываются и смеются. Бродский, растерянно уставившись в пол, остается сидеть на своем месте и ждет. Кто-то из первых рядов, громко вслух произносит:
- Я пытался читать ваши, так сказать стихи, и никогда не мог понять их. О чем выпишете, вы можете объяснить?
Слова сопровождаются смехом собравшихся, который становится все заразительней и громче, почти до слез.
Ужас от происходящего охватывает меня, лишая возможности как-то протестовать, против происходящего. Бегло замечаю еще не сколько таких растерянных зрительских лиц. Я провожу рукой по своему лицу и чувствую, что оно мокрое от слез.
Бродский встает, спускается со сцены и проходит между рядов. Выходит из клуба.
Кое-кто из зрителей еще остается на своем месте, другие уже встают, кто-то пытается догнать Бродского, выбегая из клуба. Слышатся голоса:
-Вот подлец-то. Уехал.
Я встаю со своего места и подхожу к окну, всматриваюсь в темноту, но вижу лишь тени. Поэт уехал.
Ровно через месяц Бродского не стало. Ему было пятьдесят пять лет.

________________________________
*"Горькие капли" - название любимой шведской водки Бродского.
Автор: Fiona El Tor [M] [offline] , 03.03.2017 20:14 1

Я Бродского узнала сначала не из библиотеки, его "Пилигримы" у мамы в тетрадке были от руки переписанные. Этот рассказ - неправда. Не фантастика. А просто неправда.
Автор: Texxi [offline] , 03.03.2017 21:18 2

Текси, надеюсь что так... Но что-то такое, застааляющее опасаться, чтотэто всё же правда, в рассказе присутствует... О_о
Автор: SolohinLex [M] [offline] , 03.03.2017 21:55 3

Не удивлюсь, что правда, только сомневаюсь, что в Норенской.
Автор: Зареница [offline] , 03.03.2017 23:45 4

Божественное название!
А Бродского после эпиграфа все-таки стоило бы упомянуть! Сам Авторствуй, а других не забывай — заповедь.
В остальном, мне понравилось, я не сильна в истории и биографиях, но всему верю. Рассказ вызывает сопереживание и размышления, хоть тема, конечно, не нова.
Отвергнутые поэты, непризнанный гений, набоковы больше не рождаются — это мы все трем и перетираем, увы, до тлена уже дотерли.
Впрочем, здесь эта тема дана вполне художественно, что мне очень приятно, и автору я пожму руку.
Автор: Инайя [offline] , 04.03.2017 07:42 5

А мне обидно за маму, которая стихи в тетрадку переписывала. И за других. И очень обидно, что вы этому всему верите. Как будто оболгали многих хороших людей, которых я знаю, вот всех сразу. Хотя, в рассказе описаны не простые люди, конечно, а различные "сливки общества". Так тем более, говорить за всех они не могут. А создается впечатление, что поэт тут не был нужен никому. В общем, я очень-очень расстроилась от этого рассказа. Художественно он хорош, но содержание...

P. S. Бродский не возвращался в Россию.
Автор: Texxi [offline] , 04.03.2017 08:01 6

Ад какой... причем, не столько в рассказе, сколько в комментариях.

А я не верю не в рассказ в целом. Потому что это рассказ, в него глупо верить или не верить. Я не верю в то, что какие-нибудь наркоманы попрутся зимой в деревню просто чтобы позадавать другому наркоману пару провокационных вопросов. В между тем, в этом - все повествование.

И на самом деле, вся эта фигня происходит иначе. Собирается обычный зал, на сцену выходит Евтушенко, читает неинтересные стихи, говорит какую-нибудь политическую фигню и сваливает. Кстати, хороший вопрос - что я там делал... но с другой стороны, это было не в деревне и никуда переться не пришлось.

Как мне кажется, рассказ произвел бы лучшее ощущение, если бы тут не использовался реальный человек. Сложно что ли придумать поэта-русофоба и задавать ему провокационные вопросы? Получилось бы тоньше, и народ спорил бы за аллюзии на ту или иную личность. А так...
Автор: Black Dragon [online] , 05.03.2017 09:40 7



Собственно, Дракон выше правильно сказал -- идея взять ФИО реального поэта для рассказа весьма неудачна. Что, собственно, видно и из обсуждения, пошедшего в русле верю-не верю. Это как в мафию игра, сомневаюсь, что у автора именно такой задумка была. Гораздо интереснее было бы, кмк, подразумевать, наделить узнаваемыми фактами биографии и характерными чертами, мол, в 95-и приезжал к нам из Америки маститый поэт, которого выслали в 70-х и с тех пор, курение его постоянное можно было обыграть (сел за стол, нервными пальцами достал сигарету из желтой пачки, поискал глазами пепельницу), ритмическую монотонность при декламации, Венецию приплести, на край. В общем, задачка интересная и ненужной мистификации можно было бы избежать. И еще, почему "концерт"? Концерты дают артисты, к примеру, Казаков читает стихи Бродского -- это концерт, а у поэтов и писателей все же обычно творческие встречи или вечера имеют место быть. Жванецкий и прочие артистично читающие себя авторы -- случаи особые, Бродский в их число точно не входил, свои стихи читал своеобразно, очень на любителя.

Хм, да и разницу в мышлении гораздо лучше передает знаменитый отрывок стенограммы суда ("А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?" -- "Никто. (Без вызова) А кто причислил меня к роду человеческому?" и тд), чем то, что представлено в рассказе. Это, конечно, вкусовщина, но у каждого свой Бродский, вполне понимаю разочарование Texxi.
Автор: AlarDyce [offline] , 06.03.2017 10:52 | Отредактировано 13.03.2017 в 14:40 8

почти заброшенной деревне Норенская. В тот зимний день погода порадовала жителей и гостей этой глухой и почти
Фу, повторы. :(
должна была состояться встреча – концерт с известным писателем
Концерт? Обычно концерты дают артисты, а не писатели. И что же писатель собирался играть? Гамлета?
отбывал свою полуторагодовалую ссылку
Полуторагодовалая бывает сука, а ссылка -- полуторагодичная.

Ой, ну вот как там можно умудриться выстроить рассказ, что скучно уже с первых предложений?
Мне скучен этот текст. :(
довезла меня до нужного мне места
Чот дохрена лишних местоимений в тексте. От "мне" легко можно избавиться без потери смысла.
- Здравствуйте !
Однако концептуальная у автора орфография. Пробел перед восклицательным знаком, это ж надо. А ещё про великого писателя пишет, постыдилась бы.

И что, и всё? А рассказ-то где?
Автор: Рикардо Дель Тави [offline] , 13.03.2017 08:58 | Отредактировано 13.03.2017 в 09:38 9

Еще добавлю к высказавшимся. Я чувствую себя обманутым. С некоторым трудом я читаю репортаж о встрече с Бродским, которого, признаюсь, не знаю, но готов узнать. Читаю-читаю и бац! Он ушел, обиженный, и оставил зал обиженным. И меня.
Читатель не знает, что поэта может любой обидеть? Что нет пророка в своем отечестве? Может быть нам важно было узнать сорт водки?
Что я должен вынести из этой стенограммы? Где характеры, персонажи?

Я вижу, что автор любит этого поэта. Так дай нам возможность проникнуться этой любовью через тебя.
Автор: Sheks [offline] , 13.03.2017 12:13 | Отредактировано 13.03.2017 в 12:15 10

У меня возникло такое ощущение, что автор просмотрел ли, вообразил ли перед собой документальное видео о концерте Бродского в деревне Норенская и затем детально описал всё, что увидел. Ничего лишнего, ни метафор, ни прочих тропов. Одни детали и действия. А затем придумал журналистку, от чьего лица будет вестись повествование, и сделал от неё вставку (с несколькими тропами) в начале и чуточку дальше по тексту.

Итого получился скучный рассказ-документалка. Но тема его будет, наверно, всегда актуальной: "быдло затроллировали интеллигента. О времена, о нравы!". Не думаю, что такой рассказ годится для конкурса на ролевом сайте. Очевидно, он будет вызывать какую-то иную реакцию у людей, знакомых с творчеством Бродского. Я вот не знаком вообще. Однако стихи в эпиграфе (его ведь?) понравились.
Самое лучшее в этом рассказе: первый абзац.
Автор: Romay [M] [offline] , 14.03.2017 16:05 | Отредактировано 14.03.2017 в 16:06 11

Неплохо раскрыта тема. Хорошее название. В целом читается легко и ошибок нет, хотя и особой красоты слога тоже. Морализаторство не люблю, особенно такое однобокое, да и тема избитая, но и это в общем-то терпимо. Не шедевр, но и не совсем дно. Чего я не понимаю, так это того почему всех так смутил Бродский. Да, это неправда, дальше что? Не первый раз на конкурс рассказ в жанре альтернативной истории отправляют, а тут вообщем-то ясно к чему эта альтернативность нужна. Или нужно прямо указывать что это именно альтернативная история? Вообще наверное нужно, а то иногда неясно, где сознательная альтернативка, а где недостаток образования автора ^^
Автор: alien [M] [offline] , 15.03.2017 03:09 | Отредактировано 15.03.2017 в 03:09 12

Да, это неправда, дальше что?

Дальше то, что это очень неубедительная неправда. Врать-то стоит ради любви к искусству, а не ради банального морализаторства с известным именем в виде подкрепления идеи. От Бродского тут ничего нет, кроме ФИО и привязанного к его имени топонима. Была бы разница, будь это концерт Эрнста Неизвестного в Свердловске Екатеринбурге или Рудольфа Нуриева в поезде Москва-Владивосток? Главное ж осмеять непонятого гения, но если его при этом зовут, к примеру, Полуэкт Акакиевич Попертый, то мораль уже не так весома. Собственно, вот, основная претензия к автору -- что "писатель Иосиф Александрович Бродский" получился неинтересный, да вообще никакой, гирька для кистеня, чтобы читателя шандарахнуть веса. Кстати, на прошлом конкурсе Ленин девок соблазнял и пивчарским не брезговал, и ничего, как живой (%
Автор: AlarDyce [offline] , 15.03.2017 09:37 | Отредактировано 15.03.2017 в 17:17 13

Что-то в этом есть, если оперировать категориями Босса. Полностью разделяю претензии к неуместной в данном случае альтернативной истории, предложение заменить Бродского на абстрактного героя-поэта тоже кажется здравым. Рассказ бы при этом хуже не стал, а знатоки наверняка пытались бы по характерным чертам образа угадать самого персонажа.

Написано пресно, слегка скучновато. Документалистика или автобиографическая зарисовка. Я прочувствовал рассказ и заинтересовался лишь ко второй половине, когда вышеупомянутое морализаторство разогналось в полную силу. По-своему зацепил этот образ нескольких с пониманием переглядывающихся людей в безликой толпе, хоть тронул он меня совершенно не тем посылом, который изначально попытался придать ему автор.
Автор: Akkarin [M] [offline] , 15.03.2017 17:07 14

Да, это неправда, дальше что? Не первый раз на конкурс рассказ в жанре альтернативной истории отправляют, а тут вообщем-то ясно к чему эта альтернативность нужна. Или нужно прямо указывать что это именно альтернативная история? Вообще наверное нужно, а то иногда неясно, где сознательная альтернативка, а где недостаток образования автора ^^
А причем тут это? Это неправда не потому, что такого факта не было, а потому что люди не вели бы себя так. Это неясно? Абстрактный автор не оскорбляет ничьих чувств, вот этот рассказ меня лично обидел. Просто потому, что конкретный человек и конкретное время, которое я хорошо помню, воспринимается, как если бы мне сказали: "вы жили, как подонки, потому что я так вижу".
Автор: Texxi [offline] , 15.03.2017 20:34 15

Стих Бродского. Деревня сибирская. Девяностые годы. Прочитанный рассказ. Знаете, что я первым делом сделал? Полез на википедию. И это главный плюс рассказа, что он заставляет задать себе вопрос – "а было такое?". И уже после этого вопрос "а могло ли такое быть?" Лично для меня ответ – "да, могло". Вот только Бродский до момента, когда это стало и возможным, и достаточно высоковероятным, просто не дожил.

В этом плане рассказ со своей задачей справляется.

В остальном… я не верю в описанные образы. Я не верю в сдающегося Бродского. Я не верю в людей, которые поехали в глушь только чтобы позадавать провокационные вопросы. Я не верю в то, что их оказалось большинство, во всяком случае в тот исторический период.

Очень негативное впечатление производит пунктуация. Лишние или, наоборот, пропущенные знаки. Не только запятые. Будто специально подобран именно тот стиль подачи прямой речи, который я не люблю.

С поставленной темой рассказ все-таки справляется. Хотя позиция протагониста-рассказчика размазана по тексту, ее наскрести можно для того, чтобы контраст был не между мыслями читателя и аудитории, а между восприятием рассказчика и аудитории.
Автор: Alpha-00 [offline] , 16.03.2017 20:01 16

Спасибо всем, кто написал отзыв! Просьба ко всем, кто уже писал свой критический отзыв, больше ничего не писать!

https://www.youtube.com/watch?v=NhTT8pqNAMg
(Можно перейти по ссылке и найти там интервью с И. А. Бродским)

Когда так много позади
всего, в особенности -- горя,
поддержки чьей-нибудь не жди,
сядь в поезд, высадись у моря.
Оно обширнее. Оно
и глубже. Это превосходство -
не слишком радостное. Но
уж если чувствовать сиротство,
то лучше в тех местах, чей вид
волнует, нежели язвит.
И.А. Бродский

"Горькие капли"

Архангельская область. Деревня Норенская. Зима 1995г.
В тот зимний день погода порадовала жителей и гостей этой глухой и почти покинутой всеми деревни тихим, спокойным вечером. Испытать на себе Норенскую зиму съехалось множество людей. В этот день должна была состояться встреча – концерт с известным писателем. Именно это культурное событие привело в это местечко так много людей. В числе журналистов, филологов, и даже политиков была я, в то время еще малоизвестная журналистка. Затянувшаяся непогода в Москве сильно утомила меня, но сейчас настроение мое изменилось, меня переполняла тихая радость, трепет от встречи с дорогим для меня писателем – Иосифом Александровичем Бродским, давно проживающим за рубежом, но сейчас пребывающем здесь, в Норенской. Заветный билет на концерт попал ко мне благодаря тому, что мой дядя являлся одним из организаторов концерта и знал о моей большой любви к поэту.
Представители поэта и принимающая сторона долго выбирали место для этого единственного выступления поэта в России, однако сам Бродский согласился приехать и выступить только здесь, в месте, где когда-то он отбывал свою полуторагодовалую ссылку. И вот двадцать четвертого декабря тысяча девятьсот девяносто пятого года поэт прибыл сюда, где его ждали зрители, раскупившие билеты на концерт задолго до его приезда.
До деревни с вокзала я добиралась на такси - старенькой машине, которая с легкостью довезла меня до центра деревни . До клуба же я решила пройти пешком.
На улице быстро темнело. Я неторопливо шла по тропинке, которую до меня протоптали сотни прошедших здесь сегодня людей. Я ускорила шаг лишь тогда, когда заметила свет из окон клуба. Мне отчего-то показалось, что могу опоздать, и концерт начнется без меня.
Здание, где должен был проходить концерт, представляло собой обычный деревянный клуб, построенный, наверное, еще в прошлом веке. В зале стоял стол, на нем - книги Иосифа Бродского и других авторов. Майки, значки и другая атрибутика с изображением писателя бойко раскупалась зрителями.
Зал был довольно большим, со сценой, справа и слева были расставлены простые лавки, между ними неширокий проход. Такое расположение лавок и неяркое освещение зала напомнило мне старую католическую церковь, виденную мной в одном из старых каталогов отца. Когда я вошла в зрительный зал, он уже был полон. Громким шепотом шло обсуждение, что Бродский уже приехал, и он где-то тут, и концерт скоро начнется. Я заняла свое место в предпоследнем ряду справа. В ожидании начала концерта разглядывала зрителей, среди которых оказалось много известных людей. До официального начала концерта оставалось еще пять-десять минут, когда вдруг наступила тишина. Весь зал и я вместе с ним интуитивно обернулись - по проходу шел Бродский. Писатель здоровался: кого-то приветствовал кивком головы, кому-то протягивал руку. Бродский находился в хорошем расположении духа, он был доволен настоящим моментом, улыбался мягко, нежно, как умел только он. Он был одет в хороший, дорогой костюм, превосходно сидевший на нем. От моего взора, не укрылось, то что поэт выглядел старше своих лет.
Да, концерт, который должен был сейчас начаться, обещал быть самым запоминающимся в моей жизни.
Бродский еще раз поприветствовал зрителей уже со сцены. Видимо, волнуясь, он начал не со стихов, а с воспоминаний о жизни здесь, в Норенской:
- Здравствуйте! Вы знаете, а на самом деле я здесь был некоторым образом счастлив. Я очень много написал здесь ...Это было в тысяча девятьсот шестьдесят четвертом году. И именно тут я написал стихи «Я умер в январе в начале года ...» Я вам их сегодня еще прочту. Может быть, вы даже почувствуете разницу между моими ранними и поздними стихами. Я рад всех вас здесь видеть! – Он замолк, задумался. Полный волнения присел за стоящий на сцене стол.
Ведущий концерта, молодой человек лет двадцати пяти, произнес:
- Здравствуйте! Приветствую всех присутствующих в зале! Начинаем наш концерт. Обычно вопросы задают в конце выступления, но сегодня давайте чуть- чуть отступим от этого правила, и Иосиф Александрович ответит на ваши вопросы и в начале выступления и в конце. Чтобы задать вопрос не требуется микрофон, помещение небольшое, думаю, всем будет слышно. Пожалуйста, задавайте свои вопросы!
Зрители зашушукались. Бродский, желая поддержать зрителей, сказал:
- Можно начать и с вопросов. Все здесь присутствующие хорошо знают меня, но не всех знаю я. Спрашивайте, не стесняйтесь. Будем знакомиться!
Одна из зрительниц поднялась со своего места.
- Здравствуйте. Меня зовут Вера Александровна. Я филолог. Очень длительное время преподаю. Я бы хотела задать вот такой вопрос: Скажите, Вы понимаете, какая для вас это была удача, что вас выслали из страны и лишили гражданства? Можно сказать, что без этого вы бы никогда не состоялись, как поэт!
Писатель:
- Вы знаете, здесь на родине, в России, я много писал, но меня не печатали. Еще находясь в России, я выучил английский, за границей улучшил свое знание языка и начал писать прозу на нем. Там же, преподавая, я продолжил писать стихи и прозу, и меня стали печатать. Наверное, это сделало меня известным. По крайней мере, полагаю, это стало составляющим успеха.
Ведущий:
- Думаю, ответ дан, можно задать следующий вопрос.
Поднявшийся мужчина представился и произнес:
- Как вы думаете, за что на самом деле вам дали Нобелевскую премию? Были ли политические мотивы?
- Премию? За стихи и прозу, надо полагать. За границей я много работаю, поверьте, и не занимаюсь политикой и каким-то уничтожением собственной страны. Хотя не скрою меня просили написать ряд разоблачительных статей, но я отказался.
Поэта перебивают. Многочисленные вопросы раздаются из зала.
- Скажите, за какие стихи вам стыдно?
-Как вы преподаете в университетах, не имея даже среднего образования?
-А ваши новые работодатели знают, что вы два раза лежали в психбольнице?
- Мне не стыдно за свои стихи. Я хорошо знаю предмет. Наверное, мне доверяют. - Бродский отвечал напряженным голосом и уже стоя.
- Как вы относитесь к высказыванию: человек, у которого "нерусская" кровь, не может быть русским поэтом?
- Это бредовый вопрос. - Бродский.
Ведущий:
- Может быть, дадим Иосифу Александровичу возможность прочесть свои стихи? А остальные вопросы желающие зададут позже?
Раздается еще несколько провокационных реплик.
Бродский:
- Судя по вопросам, я полагаю, что собравшемуся обществу мои стихи мало интересны!
Зал шумит. Зрители задают вопросы, не дожидаясь пока поэт ответит на предыдущий.
Новый вопрос выкрикнул из зала невнятно представившийся молодой человек:
- Скажите, а в США до сих пор называют вас гением?
Зал замолк. Вдруг раздался смешок. Бродский улыбался в ожидании, пока зал успокоится. Я видела, как многие в зале начинали смеяться и не могли остановиться. Бродский, растерянно уставившись в пол, оставался на своем месте и ждал. И тут кто-то из первых рядов, громко вслух произнес:
- Я пытался читать ваши, так сказать стихи, и никогда не мог понять их. О чем выпишете, вы можете объяснить?
Слова дополнил смех собравшихся, который становился все заразительней и громче.
Меня охватил ужас от происходящего, лишая возможности как-то протестовать против всего этого. Лишь несколько человек из всего зала выглядели растеряно, удивленно и разочаровано, так же , как и я. Я провела рукой по лицу и ощутила, что оно мокрое от слез.
Бродский спустился со сцены и спокойно с достоинством покинул клуб.
Кое-кто из зрителей еще оставался на своем месте, другие уже встали, а кто-то пытался нагнать Бродского и впопыхах выбегал из клуба. Слышатся голоса:
-Вот подлец-то. Уехал.
Я встала со своего места и подошла к окну, но всматриваясь в темноту, увидела лишь тени. Поэт уехал.
Ровно через месяц Бродского не стало. Ему было пятьдесят пять лет.

P.S. "Горькие капли" - название любимой шведской водки Бродского.
Автор: fokys [offline] , 24.03.2017 15:01 | Отредактировано 26.03.2017 в 20:38 17

Рассказ, как ни странно, сравниваешь подсознательно с русофобией. Герой тоже возвращается "в деревню", тоже испытывает трения с "народом" и тоже погибает.

Но есть одно действительно серьезное отличие. В "Горькие капли" добавлен автор.

Язык и стиль: Стиль простой, не перетяжеленный эпитетами. В каком-то смысле это адекватно задаче — рассказ о сильных чувствах в трагическом ключе располагает к некоторой строгости, сдержанности.
Но с другой — тут же про поэта! Тут хочется, чтобы было хлестко, сильно и красиво сказано.

В этом месте я должен сделать важное признание: Я не фанат Бродского. Я не уверен, что узнал бы его на фотографии, а узнав, заулыбался бы. И наверное для ценителей этот текст воспринимался бы по-другому. Но лично мне в нем не хватило самого поэта.
Вот сравните: "Серега был классный" и "Серега со своим жизнелюбием источал столько тепла, что мне достаточно было увидеть его смешно оттопыренную губу — и все проблемы сразу же казались решаемыми." Из первого варианта мы узнаем, как автор относится к Сереге, а из второго мы понимаем, что он и правда классный парень.
Банально, но факт - я не знаю, кто автор, поэтому его отношение к Бродскому меня не трогает. А про самого Бродского тут рассказано мало. Нет даже интонаций в репликах:
- Это бредовый вопрос. - Бродский.
Писатель:
Бродский:
- Судя по вопросам, я полагаю, что собравшемуся обществу мои стихи мало интересны!

Это рассказ или стенограмма?
Кстати, любопытно, что охальнические реплики публики звучат гораздо более живыми и в них верится как-то легче, чем во фразы Бродского, для которых надо додумывать интонации.

Зал замолк. Вдруг раздался смешок. Бродский улыбался в ожидании, пока зал успокоится. Я видела, как многие в зале начинали смеяться и не могли остановиться. Бродский, растерянно уставившись в пол, оставался на своем месте и ждал.
Вот тут я вообще не понял, это был смешок из зала или смешок поэта? И такой резкий переход от улыбки к растерянности в тексте, никак не описанный.

В общем, Бродского в тексте, к сожалению, мало. Это особенно играет роль для человека, который не слушал его выступления, не смотрел записи и т.д. Такого, как я.

Да и характер лирического героя (героини) особенно не очерчен. Ну да, мы поняли, что вот она-то Бродского любит. Но нам-то что? А что она за человек?

Из плюсов должен отметить хорошее название. Правда, классно выбрано!


Сюжет и динамика: В этом рассказе, к сожалению, отсутствует завязка. Бродский приезжает, ок. Но из чего я должен сделать вывод, что его освищут?
Первая часть рассказа вообще является куском, который к выступлению особого отношения не имеет и напоминает такое в меру пресное хорошее выпускное сочинение описательного характера.
А там должна где-то закладываться бомба, из которой растут ноги у напряжения, должен угадываться призрак финала.
А он не угадывается.
Даже вон Писатель здоровался: кого-то приветствовал кивком головы, кому-то протягивал руку. И вот эти люди, которые ему пожимали руки, потом над ним издевались? Ну да, в жизни такое бывает. Но в рассказе это выглядит, как "ни с того ни с сего набросились на человека".
Нарастание определенное есть, но нет спада между кульминацией (уход) и развязкой (смерть). Просто ушел - и сразу умер. Это, кстати, может, и неплохо, и подчеркивает связь, но... мне бы хотелось вот сюда вставить больше автора (вернее, лирического героя), которого было много в начале, а вот теперь он куда-то делся.
Я встала со своего места и подошла к окну, но всматриваясь в темноту, увидела лишь тени. Поэт уехал. Этого мало. Я и так понял, что он уехал.
Там, черт возьми, просится, чтобы героиня его догнала, они о чем-то поговорили... вот это был бы спад.
А так конец обрублен, словно топором, и мне не кажется, что это правильно.

Результат: Что-то в этом есть. Но к сожалению мало просто изложить события, чтобы написать интересный рассказ. Мало просто разложить детали, надо присобачить к ним пружину, которая пол-рассказа будет сгибаться, а потом распрямится и даст читателю под дых. А тут пружина не прицеплена к началу, поэтому не сгибается.
Автор: Da_Big_Boss [online] , 27.03.2017 20:37 | Отредактировано 27.03.2017 в 20:39 18

Я обещала автору ставить свой отзыв, и вообще обещала пробежаться по рассказам. Потому, хоть и с опозданием, но выполняю.

Я буду кратка - многое уже сказали, и многое сказали по делу.

Во-первых, я хочу сказать, что по сравнению с прошлым годом автор ЗНАЧИТЕЛЬНО прибавил в мастерстве. В прошлом конкурсе это была скучная зарисовка "Из жизни". В этом - действительно рассказ, и рассказ интересный.

Во-вторых, и это очень важно, ИМХО.
Рассказ зацепил публику. Обратите внимание - отзывы, особенно вначале, были не столько "разборные", сколько "реактивные". Рассказ вызвал по-настоящему живое обсуждение, желание поспорить, и это здорово.

В-третьих, на мой взгляд стилистика суховатого репортажа в данном случае уместна. Да, тут все правильно сказали (и не только тут, а и в отзывах жюри) насчет того, как можно было бы более тонко и эффектно подать тему, спрятав имя Бродского, так, чтобы его можно было угадывать, но не упрекать автора в отклонении от биографии.

И в четвертых. Я, на самом деле, не считаю, что это плохо - уклонение от биографии.Такое себе размышление на тему: "Как могло бы быть, если бы Бродский действительно поехал в Россию". Тем более, что насколько мне известно, в рассказе использованы реальные вопросы, которые задавались Бродскому в разных случаях.

Итого: Конечно, автору есть куда расти, но рост есть, и это радует.
Автор: Fiona El Tor [M] [offline] , 17.04.2017 18:16 | Отредактировано 17.04.2017 в 18:17 19