Набор игроков

Завершенные игры

Новые блоги

- Все активные блоги

Форум

- Для новичков (3749)
- Общий (17782)
- Игровые системы (6249)
- Набор игроков/поиск мастера (41607)
- Котёл идей (4306)
- Конкурсы (16074)
- Под столом (20428)
- Улучшение сайта (11248)
- Ошибки (4385)
- Новости проекта (14628)
- Неролевые игры (11855)

Конкурс №7. "Русофобия"

12
Было бы забавно, если бы это был Лавкрафт. Но у нас Избаютшкова. И вот у меня с первых же строк ощущение, что я знаю, что будет дальше. Контраст восприятия России простолюдинами и дворянством (интеллигенцией), которую тошнит от всего, что связано с Россией, кроме России, любовь к которой они фетишизируют. Или внутреннее лицемерие этого дворянства (интеллигенции).

А еще меня тошнит от языка, которым написан текст. Он перенасыщен. Он выспрен. Он богат всякими словесными извращениями, в которых автор будто сладострастно купается. Сперва, когда расписываются уродства России, кажется, что это для передачи "русофобии" Петра Андреевича. Для отражения его безумия. Но потом видишь, что это пропитывает даже те части текста, которые должны, по идее, оставаться нейтральными. Это неприятно читать.

Финальный твист наполовину ожидаем (что мужики зарезали немца), наполовину нет (что семья умерла).

Что я могу в итоге сказать. Это хороший рассказ, написанный целенаправленно неприятным языком. Рассказ, заточенный на провокацию – от названия до наполнения. Заказ изначально с обманкой, заставляющий настроиться на определенный лад (я вот ошибся в своих предсказаниях). Хотя на самом деле он не про русофобию, а про сходящего с ума человека. Чем-то напомнило письма одного из героев "Левиафана" Акунина после раскрытия всех карт.

А вот в чем разница в мышлении я не понял. Разве что в мышлении читателя, который прочитывает рассказ сперва просто, а потом с пониманием трагедии и безумия Петра Андреевича.
Автор: Alpha-00 [offline] , 16.03.2017 20:01 21

А вот в чем разница в мышлении я не понял.
А разница в мышлении индивидуала барина и улья крестьянской общины не котируется?
Автор: AlarDyce [offline] , 16.03.2017 20:27 22

А еще меня тошнит от языка, которым написан текст. Он перенасыщен. Он выспрен. Он богат всякими словесными извращениями, в которых автор будто сладострастно купается. Сперва, когда расписываются уродства России, кажется, что это для передачи "русофобии" Петра Андреевича. Для отражения его безумия. Но потом видишь, что это пропитывает даже те части текста, которые должны, по идее, оставаться нейтральными. Это неприятно читать.

А они там есть? По-моему весь рассказ от начала до конца расписан с перспективы Петра Андреевича и исключительно его, то есть никаких нейтральных частей там быть не может.
А разница в мышлении индивидуала барина и улья крестьянской общины не котируется?

А её нет. Взгляд крестьянской общины нам ни разу не показан, поскольку опять же - все от лица Петра Андреевича. Единственная разница в мышлении, которая в тексте вроде бы и есть, а вроде бы и нет - это разница в мышлении между здоровыми крестьянами и их поехавшим барином. Вернее не так, разница то это есть и очевидная, но видим мы все равно только баринову сторону.
Автор: alien [M] [offline] , 16.03.2017 20:32 23

Крестьянская община, вопреки моим первоначальным ожиданиям, не показывается до самого конца. Во всяком случае, образ ее мыслей (Вадимку показали, но только с позиции Петра Андреевича). И то, что показывается в итоге, на яркий контраст не тянет. Разве что "барин мыслит обильно и словоблудно, а крестьянин коротко и по делу". Ну, опять же, тут мои ощущения. И разницу в мышлении тут как-то я при прочтении не ощутил. Может быть, автор рассчитывал, что будет контраст шаблонов позитивного восприятия России читателем и ее крайне негативного восприятия воспаленным мозгом Петра Андреевича... но со мной вот это не сработало. Потому что внешние проявления я отмел сразу как неинтересные и не существенные. Сразу же после прочтения названия и пары первых строк.

Что касается нейтральных кусков. Их мало, да. Настолько, что легко пропустить. Но они, на мой взгляд, есть. Но даже если их нет (я допускаю, что могу ошибаться тут, только автору вся правда известна), то их бы стоило ввести, потому что временами наступает перегруз. Я понимаю, что это в числе прочего было задачей автора... но от этого становится лишь сложнее читать.

Кстати, заметил интересную штуку. Мне не хочется называть Петра Андреевича главным героем. Хотя он безусловно является главным героем данного произведения.
Автор: Alpha-00 [offline] , 16.03.2017 20:58 24

Нет, почему же. Я вижу разницу мышления, но показанную очень своеобразно. На протяжении всего рассказа и до самого его конца мы видим ТОЛЬКО точку зрения Петра Андреевича. Но в конца рассказа нам дают понять, что он болен и безумен, то есть очевидно что его взгляд на вещи отличается и от взгляда крестьян и вообще от объективной реальности. Но никакую другую точку зрения нам не показывают! Весь рассказ целиком и полностью от лица полоумного барина. То есть разница мышления очевидна (вот есть поехавший барин и то как он видит ситуацию, но поскольку он поехавший очевидно что видит он её не так как нормальные люди), но показывают нам все равно только одну сторону.
Автор: alien [M] [offline] , 16.03.2017 21:15 25

А её нет.
Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет! (ц)
Происходило ли это на самом деле:

— Благодарствуем, барин! — кричали мужики. — Спаси тебя Бог, избавитель наш!
Ничего не понимая, Пётр Андреевич глупо помахал рукой им в ответ, а в дверь уже ломились, и скоро уже спальня была забита мужиками в драной одёжке; резко запахло потом и щами. Вадимка, стоящий впереди с шапкой в руке, до полу поклонился Петру Андреевичу.
— Благодарствую, барин, что спас нас от злого немца! — воодушевлённо проголосил тот.
— Спаси Бог, спаси Бог! — глухо пронеслось по толпе.
— Вот и Еленка в ноги поклониться желает, — льстиво сказал Вадимка, и из толпы вытолкали заплаканную девчонку.
— Кланяйся, дура! — шикнули на неё.
— С-спасибо вам, барин, — через силу выдавила Еленка и опустилась было в книксен, но тут же получила подзатыльник. — Кланяйся как положено! — и Еленка, согнувшись до пола, вдруг грохнулась на колени, закрыла лицо руками, разревелась, повалилась набок.


Или всё провертелось в голове у барина Пётр Андреича? А ля горячечный бред? Вариант, конечно, только обсуждать тогда нечего, чистый солипсизм. А так вообще-то Вадимка в первом отделении появляется со своей, смиренной пока, правдой. Сиречь, способом мышления. И в итоге:
— Мы ж правильно всё сделали. Просил Вадимка немца выгнать? Просил, а барин что? Знай себе как бешеный бродят да бормочут. А и немец! Добро бы за замужними бегал, а то Еленке-то четырнадцатый год. Жить да жить ещё девке, а потом от дёгтя ворота не отмоешь. А Фрося что? А Парашка?
— Пострадает за наш грех барин, ну так что ж, не всё нам страдать. Их-то, я чай, на каторгу не отправят, как нас бы. А такой уж и крест их, видно.

Это что, тоже у барина в голове только раздается? Вроде, снова нет. Ну а что пропорция не 50 на 50 в тексте, так беды нет, никто и не просил изначально.


Единственная разница в мышлении, которая в тексте вроде бы и есть, а вроде бы и нет - это разница в мышлении между здоровыми крестьянами и их поехавшим барином.
Вот-вот, "это он и есть, крест". Здоровые крестьяне -- это и есть община, бурления нет, правильно зарезали, неправильно, согласны все, что так и надо было. Единственный, кто, похоже, думает инако -- Еленка, но ей слова и не давали как раз.
Автор: AlarDyce [offline] , 16.03.2017 21:33 | Отредактировано 16.03.2017 в 21:37 26

Есть еще разница в мышлении с читателем, мне кажется она тут хорошо намякнута.
Автор: Sheks [offline] , 16.03.2017 22:46 27

Хотелось бы озвучить пару личных впечатлений.
Первое - по поводу основной мысли рассказа, как ее я для себя уловил. Мне тут главными показались не взаимоотношения поехавшего помещика с крестьянами, другое. Идея о том, что корни русофобии Петра Андреевича кроются, в первую голову, в ненависти к себе, страхе, нечистой совести. Которую можно спроецировать на модную нынче русофобию среди русских, еврейский антисемитизм и т.п. Весьма злободневная тема, умело завернутая в винтажный антураж. Хотя, я может быть СПГС подхватил. =)
Второе - концовка, на которой в обсуждении как-то не заостряли внимание. Тут ведь какая штука получается. Всю дорогу ПА мечется, бьется и терзается. Боится преследования, кары. Хотя на деле за ним не гонится никто, и никто не хочет привлечь к наказанию. Чистой воды муки совести. А в концовке, когда на него, безвинного, вешают убийство, он испытывает своеобразный катарсис. Стезя мученика, страдающего за чужие грехи, позволяет ему примириться с собственной совестью и успокоиться. Интересный и красивый ход, как по мне.
Автор: Swin [offline] , 18.03.2017 14:17 28

Автор: Очень Хочется Кушать [offline] , 19.03.2017 10:38 | Отредактировано 19.03.2017 в 10:41 29

Да хорош! :)
Откомментируй же.
Автор: Swin [offline] , 19.03.2017 10:44 30

по-моему отличный комментарий :)
Автор: SolohinLex [M] [offline] , 19.03.2017 15:54 31

Язык и стиль: Язык... и тут я задумался, что я, собственно, хочу сказать. Язык, конечно, выдает автора с головой. Так написать тут может только один человек).
И, зная автора и немного зная о его пристрастиях, не удивлен, что язык напоминает мне Набокова. Он чуть перенасыщен на мой вкус, привыкший к обычному слогу. Тут всего очень много - сравнения, эпитеты, хлещут сильные эмоции персонажа... И немного перебор. Не, фразы отстроены отлично, все понятно, читается в общем-то легко. Но когда читаешь второй раз, чувствуешь пресыщение. И я думаю, именно с этим связаны негативные отзывы. Неважно, про что пишешь, про отца-писателя или про шахматы, но когда ты на конкурсе и у тебя тут 25+ рассказов, и все надо через себя пропустить, такой стиль может вызывать раздражение. Как... как... как очень сладкий торт на дегустации. Он вкусный, просто очень сладкий. Я бы, может, его бы вторую часть на потом оставил, но я дегустатор, я должен все съесть.

В остальном надо признать, что стиль мастерский, и особенно доставляют эелементы потока сознания — текст не от первого лица, а все равно все видишь глазами Петра Андреича. Напомнило "Улисса" Джойса, только без тамошних перегибов. В хорошем смысле напомнило.

Сюжет:
Хорррош! Четкий, продуманный.
Возможно, диалоги с немцем Шмидтом немного выбиваются из канвы. Вернее, я понимаю, что они нужны, чтобы вставить про охранку, но зачем там сам немец и коты не понимаю. Возможно, опять же, чтобы показать безумие. Возможно, чтобы мы лучше понимали, что за человека крестьяне убили.
Особенно, конечно, доставляет последний абзац, в котором нам демонстрируют, что люди-то барина не ненавидят, и даже не винят за немца, которого он сам мог бы прогнать, уволить. То есть он их ненаидит, но ничего им по сути не делает из этой ненависти, а они его губят, и губя, в общем-то, сдержанно жалеют.
Конечно, на первый взгляд этому рассказу не хватает персонажа, которому читатель бы сопереживал. Просто, он написан в жанре, который этого не подразумевает.
У развязки две переплетенные стороны - крестьяне убивают Шмидта, а сам барин оказывается сумасшедшим (вот мне это было непонтяно с самого начала, да!), сгубившим семью. Развязки сами по себе хорошие, правда, на завязки они работают не напрямую, скорее через ту самую "русофобию". Что я имею в виду - связь с началом не в том, что кто-то что-то сделал, а в том, что у крестьян, оказывается, которых П А и за людей не считал практически, тоже было к нему определенное отношение, по-своему неожиданное.
Честно говоря, не могу сказать, что развязка прямо вот бьет наповал. Но для этого сюжета, этого стиля и этого рассказа - это отличная развязка.

Итог: Выход в финал. Хотя и с ощущением, что "вещь не для всех".
Автор: Da_Big_Boss [offline] , 23.03.2017 20:05 | Отредактировано 23.03.2017 в 20:46 32

Обещанная ремарка "Кулаками после драки".

Безусловно, мастерское владение словом. Это нагнетание суровых мерзостей русской действительности - нарочитое, вязкое, с перегибами и преувеличениями, фактически - тонкое издевательство над читателем. Очень искусное, надо сказать. Хороша развязка, объясняющая этот гнойный поток отвращения и негатива. Действительно - лихорадка, как все чудесно разрешилось. И я не могу отделаться от мысли, что я упустила много скрытого. Мало того, я почти уверена, что знаю главного героя, но не могу ухватить ускользающую мысль за хвост.
Автор: Fiona El Tor [M] [online] , 17.04.2017 23:27 | Отредактировано 17.04.2017 в 23:27 33

12